Линки доступности

Обзор печати от 13 марта 2003 г. - 2003-03-13


Прозрачные намеки посла Вершбоу. Все ведущие американские издания освещают активные усилия администрации президента Буша обеспечить поддержку Советом Безопасности ООН новой резолюции, которая санкционирует применение силы против Ирака. «Бостон глоб», «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» сообщают, что в среду президент Буш в течение всего дня обсуждал по телефону иракскую проблему с лидерами многих государств, в том числе с российским президентом Владимиром Путиным. «Какой-либо информации о достигнутом прогрессе нет», - лаконично сообщает «Вашингтон пост».

Эти же издания скупо информируют читателей об интервью американского посла в Москве Александра Вершбоу газете «Известия». Оно было почти целиком посвящено иракской теме. «Весь день в среду президентская администрация использовала различные средства давления в попытке заручиться поддержкой [в иракском кризисе], - пишет «Нью-Йорк таймс». - Наиболее весомая угроза прозвучала в Москве из уст посла США Вершбоу. Он заявил в интервью «Известиям», что если Россия применит вето в Совете Безопасности, это повлияет на американо-российские отношения». «Боюсь, что последствия для России, по крайней мере в краткосрочном плане, будут, - цитирует газета слова посла. - Жаль, конечно. Ведь у нас очень большой список тем для обсуждения».

«Вашингтон пост» обращает внимание на другое место из того же интервью: «Посол Вершбоу подчеркнул, что участие России в послевоенном восстановлении экономики Ирака будет зависеть от того, как будет складываться ситуация в ближайшие несколько дней».

Примерно в тех же выражениях истолковывает интервью американского посла и «Бостон глоб». «Еще одним свидетельством нажима администрации Буша на союзников США, - пишет газета, - стало интервью американского посла в Москве Александра Вершбоу газете «Известия». Он подчеркнул, что если Россия применит вето, как она угрожала это сделать, американо-российским отношениям будет нанесен ущерб».

Ирак и российская логика. Более подробный анализ позиции России в иракском кризисе предлагает своим читателям «Чикаго трибюн», поместившая статью старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Раджана Менона. В своей аргументации он исходит из того, что при голосовании в Совете Безопасности ООН Россия, безусловно, воспользуется своим правом вето. «После событий 11 сентября 2001 года российский президент Владимир Путин, архиреалист, приложил огромные усилия, чтобы завязать прочные отношения с президентом Бушем. Почему же Москва отступила от этой позиции?» - задает Менон риторический вопрос.

Автор статьи называет четыре причины, определяющие, по его мнению, позицию России в нынешнем иракском кризисе. Первая из них, как он считает, носит психологический характер: россиянам очень трудно смириться с утратой своей военной и экономической мощи после распада Советского Союза. «Самомнение» и «зазнайство» Америки вызывает у них раздражение. «В условиях демократии, - указывает Менон, - эти настроения российского общества просачиваются наверх и влияют на руководство».

«Во-вторых, - продолжает автор, - перспектива единоличного господства США в мировой политике особенно не по вкусу российским военным и службам безопасности и разведки. Именно в этих кругах недоверие к Соединенным Штатам особенно велико».

«В третьих, - говорится в статье, - Россия, как и другие второстепенные государства, не может допустить, чтобы США действовали, не считаясь с существующими международными организациями. Неоднократные заявления администрации президента Буша о готовности начать войну против Ирака без санкции ООН режут России слух».

И, наконец, четвертую причину сопротивления России применению силы против Ирака Раджан Менон видит в «исламском факторе». «В Москве о нем предпочитают не говорить, потому что не желают его признавать, - пишет он. - Ислам - порой в самых экстремистских формах - стал одним из политических факторов как в самой России, так и вокруг нее. Американская война против Ирака и последующая продолжительная оккупация могут вызвать взрыв в мусульманском мире. В эпоху глобализации «круги» от этого взрыва могут разойтись быстро и глубоко и вызвать катаклизмы на южных границах России. Ни один российский руководитель не заинтересован в этом, особенно учитывая опыт Чечни».

«Итак, вот с чем приходится считаться Путину, - подводит итог своему анализу Раджан Менон. - Поддержка Соединенных Штатов в войне, которая не пользуется в мире популярностью и является анафемой для большинства мусульман, несет в себе очевидную и серьезную опасность. Существенные и ощутимые проявления американской благодарности за поддержку, возможно, оправдали бы такую рискованную политику. Однако нынешнее состояние американской экономики и история отношения США к России за последние десять лет вряд ли способны убедить российского лидера в том, что его ожидают крупные дивиденды».

«Если Путин выступит вместе с США против Хусейна, его, вероятно, похлопают по плечу, наговорят комплиментов и пригласят в Кемп-Дэвид. Однако, чтобы склонить его к столь рискованному шагу, одних красивых слов и пышных приемов недостаточно, - говорится в статье. - Так, вероятно, рассуждает Путина, который как бывший кагэбист хорошо знаком с арифметикой власти. Уверенные предсказания экспертов о том, что у России нет иного выбора, кроме как присоединиться к США в войне против Ирака, представляются не только ошибочными, но и самонадеянными».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG