Линки доступности

Клиническая компетентность - 2003-03-09


Американским врачам иногда приходится платить дорогую цену за возможность заниматься медициной.

По мнению некоторых - слишком дорогую. Растущая стоимость страхования для защиты от судебного преследования ведет к тому, что некоторые врачи отказываются лечить больных в условиях повышенного риска, а кое-кто из них даже оставляет свою профессию. Но некоторые исследования, опубликованные в последнее десятилетие в известных медицинских журналах, показывают, что существует простая возможность сократить число судебных процессов, а именно - установить добрые отношения с больными.

Джеф Синклер, студент четвертого курса медицинского факультета Университета имени Маршалла в городе Хантингтоне, в штате Западная Вирджиния, хочет стать глазным хирургом. Он ходит на обычные лекции по общей анатомии и врачебной этике. Кроме того, он сдал экзамен по предмету «Поведение у постели больного».

Этот тест официально называется экзаменом по «клинической компетентности» и проводится во всех трех медицинских институтах штата в конце третьего года обучения. Пациентами обычно являются актеры, прошедшие соответствующую подготовку по симптомам разных болезней. Сара МакКарти, помощник декана по академическим вопросам в Университете Маршалла, замечает, что отличие этого экзамена от настоящего заключается в том, что студента оценивает не только преподаватель, но и «больной»: «Нас интересуют отношения между студентами и пациентами. Относятся ли они к пациенту с уважением. Говорят ли с ним на понятном языке или употребляют медицинскую терминологию, которую больные не понимают».

Это может показаться не очень важным, но Энджи Дуосон, в последние пять лет исполняющая роль пациента, утверждает, что иногда студенты употребляют жаргонные слова, и за это она снижает им оценку: «Я всегда честно ставила оценки, так как считаю, что это помогает им стать хорошими врачами».

Экзамен по клинической компетентности включен в обязательную программу обучения. Студенты, провалившиеся на нем, должны отработать дополнительное время в клинике, уделяя много внимания взаимоотношениям с пациентами, прежде чем им разрешат пересдать этот экзамен.

«На третьем курсе, - рассказывает студентка четвертого курса Лора Фистер, - вы целый год принимаете пациентов и общаетесь с ними. Я не думаю, что в последний момент можно показать свое умение обращаться с больными, если вы не уделяли этому внимания раньше».

Доктор МакКарти считает, что искусству общения с больными можно научиться так же, как умению брать кровь у больного и ставить диагноз. Студенты-медики должны показать, что они овладели искусством общения с пациентами.

По словам координатора отдела образования университета Мари Вайтеа, когда студентам выдают белые халаты, им напоминают об обязанностях врачей: «Чисто по-человечески мы знаем, как установить добрые отношения. Однако, не следует забывать о таких вещах как сочувствие, сопереживание, уважение и искренность».

Мари Вайтеа отмечает также, что больные, у которых хорошие отношения с врачами, более охотно следуют их рекомендациям и полностью выполняют предписания. Поэтому у них больше шансов скорее выздороветь.

Как считает четверокурсница Лора Фистер, врачи такие же люди, как и их больные. Хорошие врачи могут ошибиться также, как и плохие, и добрые отношения с пациентами помогают им это понять.

XS
SM
MD
LG