Линки доступности

«Холокост у вас в тарелке»: цинизм или бездумность? - 2003-03-08


Международная организация защиты прав животных, называющая себя «Люди за этичное обращение с животными» (сокращенно по-английски PETA), не раз навлекала на себя огонь критики. Три года назад она вызвала недоумение нескольких известных богословов, заявив, что Иисус Христос был вегетарианцем и что библейские описания ловли рыбы - не более, чем ошибка перевода.

В прошлом году защитники животных навлекли на себя сильное раздражение специалистов по питанию и активистов по борьбе с пьянством за рулем, поместив в ряде университетских газет рекламу о пользе пива в сравнении с молоком...

И вот новая выходка этой организации. На сей раз «Люди за этичное обращение с животными» вызвали недовольство еврейских лидеров. Организация начала очередную рекламную кампанию, в которой пункты забоя скота уподобляются нацистским лагерям смерти, а потребители мяса - закрывавшим глаза на зло немцам эпохи Холокоста. Защитники животных отправились в турне по Америке, которое они назвали «Холокост у вас в тарелке». Они возят с собой восемь панно, каждое из которых занимает 18 квадратных метров. На них изображены загоны при бойнях, и рядом - фотографии, сделанные в нацистских лагерях смерти.

«Как это можно сравнивать с Холокостом? - спрашивает Кен Джейкобсон, заместитель директора Антидиффамационной лиги, следящей за проявлениями антисемитизма во всем мире. - Уникальность человеческой жизни - это моральная основа сопротивления ненависти. Независимо от того, насколько законна поднимаемая проблема, столь бездумное сравнение с убийством шести миллионов евреев по-настоящему возмущает...».

Между тем представители PETA отрицают обвинения в легкомысленном цинизме и указывают, что сравнение лагерей смерти с бойнями делалось и до них, в частности - бывшими узниками гитлеровских концлагерей. «К примеру, - напоминает координатор Брюс Фридрих, - Исаак Башевис Зингер заметил однажды, что менталитет, сделавший возможным Холокост, позволяет также жестокого обращаться с животными. Справедливости не будет до тех пор, пока человек - ножом или ружьем - убивает тех, кто слабее его, добавил писатель».

Исаак Башевис Зингер, получивший в 1978 году Нобелевскую премию по литературе, последние 35 лет своей жизни был вегетарианцем. По словам Брюса Фридриха, защитники животных мечтают о том, чтобы примеру писателя последовал каждый.

Фридрих выразил надежду, что евреи, которых оскорбила рекламная кампания его организации, пересмотрят свою первоначальную оценку. «Легко понять, что людям не нравится, когда их страдания и боль сравнивают со страданиями других, - сказал он. - Наверное, это - наилучший способ преодолеть психологическую травму от пережитых потерь и ужасов... Но, к сожалению, другие живые существа тоже чувствуют боль, причем не менее остро, чем люди. Поэтому потребление мяса означает потакание насилию и одобрение безжалостности».

Кен Джейкобсон из Антидиффамационной лиги решительно не согласен с этими доводами. Люди, пережившие Холокост, говорит он, безусловно, признают сходство между тем, что досталось им, и страданиями других людей. Но они, как правило, считают, что человеческую жизнь нельзя сравнивать с жизнью животного: «Холокост во многом уникален, и в то же время, он сходен с другими массовыми убийствами, которые происходили, скажем, в Руанде или Боснии. Но эксплуатировать Холокост так, как это делают защитники животных, - значит нарушать все нормы приличия, - утверждает Джейкобсон. - Такой подход возмущает, и к тому же приносит результаты, прямо противоположные желаемым».

Кен Джейкобсон надеется, что борцы за этичное отношение к животным свернут свой проект «Холокост у вас в тарелке». Но у них другие планы. В частности, они намереваются провезти свою выставку по студенческим городкам всей Америки, начиная с кампуса университета Калифорнии в Лос-Анджелесе...

XS
SM
MD
LG