Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-02-28


Сын генерала

Мы с вами где-то встречались! Ну да, конечно, в фильме «Дочь генерала». В той картине Джон Траволта играл военного следователя, расследующего гибель военнослужащего в ходе учений и по ходу дела обнаруживающего коррупцию в военной иерархии.

В фильме «Основа основ» («Basic») Джон Траволта тоже играет примерно такой же персонаж. На сей раз его герой Том Харди несколько более подтянут, хотя внешне и далек от хорошей спортивной формы. Но Траволта, прославившийся благодаря своей фигуре, динамике и элегантному белому костюму в мюзикле «Лихорадка субботнего вечера», в последние годы специализируется в показе на экране этаких жизнелюбивых, в меру циничных увальней, способных, однако, на довольно неожиданные всплески физической и интеллектуальной активности.

Итак, мы снова на военной базе, на сей раз в Панаме. Группа рейнджеров - солдат подразделения специального назначения во главе с чернокожим сержантом Нэйтаном Уэстом (впечатляющий, как всегда, Сэмюэл Джексон) отправляется во время тропического шторма в панамские джунгли для учений в обстановке, приближенной к боевой. Но из всей группы из джунглей возвращается только двое: Данбар (Брайан Ван Холт) и тяжело раненный Кендалл (Джованни Рибиси). Последний - только не удивляйтесь! - сын генерала, занимающего важную должность в Пентагоне.

Расследовать дело о гибели нескольких рейнджеров, в том числе сержанта Уэста, поручено следователю военной полиции капитану Джулии Осборн (очаровательная Конни Нилсен из «Гладиатора»). Но Данбар и Кендалл отказываются сотрудничать с ней. Тогда командир базы полковник Стайлс (Тим Дэйли) призывает в частном порядке на помощь своего давнего сослуживца и друга Харди, имеющего репутацию мастера допросов, что как бы подтверждается по ходу фильма.

Харди, как нам его представляют, уйдя из спецназа, стал работником Администрации по борьбе с наркотиками (DEA). Но к моменту, когда он появляется в кадре, Харди временно отстранен от оперативной работы по подозрении в получении взятки от латиноамериканских наркобаронов.

Однако он энергично, хоть и неофициально, включается в следствие, вызывая у капитана Осборн профессиональную ревность, смешанную с восхищением. Голливуд также не был бы Голливудом, если бы Харди и Осборн не начали расширять профессиональные отношения до личных.

Но эта сторона фильма меньше всего занимает сценариста Джеймса Вандербилта и режиссера Джона Мактирнена («Крепкий орешек»). Они явно вдохновлены фильмом Акиры Куросавы «Расемон», где одна и та же ситуация показана в четырех вариантах, что говорит о невозможности установления правды.

Так и в «Основе основ». Название этого фильма вытекает из оброненной Харди фразы о том, что убийство - основной инстинкт (basic instinct) человека.

То, что убийства в фильме происходят в среде отборных военнослужащих, а коррупция распространяется куда дальше рядовых и сержантов, снова напоминает нам о давней подозрительности либеральной части голливудского истеблишмента ко всему, что связано с правительством, в частности к армии.

Но поскольку сейчас - после 11 сентября 2001 года, войны в Афганистане и перед перспективой затяжной войны с терроризмом - армия, полиция и спецслужбы остаются нашей последней линией защиты от незримого врага, чисто антиармейская картина сегодня вряд ли получила бы одобрение массового зрителя. Да и хорошо понимающий политическую конъюнктуру Джон Траволта не стал бы играть отпетого негодяя, как мы думаем вместе с Джулией Осборн о его герое в конце фильма.

Но, оказывается, это еще не конец, а обещание продолжения. Как и в «Расемоне» (я не сравниваю художественное качество двух картин, только прием), не все обстоит так, как это кажется капитану Осборн, представляющей в картине сторону добра и патриотического идеализма.

Да, в картине есть коррумпированные солдаты и офицеры, в том числе (ну еще бы!) и сын генерала, но в итоге торжествуют пусть циничные на вид и на слух, но в душе патриотичные современные воины Америки, ведущие тайные операции в джунглях Панамы, песках Ближнего Востока и еще Бог весть где.

Не знаю, был ли настоящий, оптимистический конец фильма дописан в свете меняющихся реалий американской жизни, или так было задумано с самого начала, но лично мне приятнее сознавать, что не все «прогнило в датском королевстве » и что, как сказал китайский стратег Сун Цзу: «Настоящая война – это обман».

Как, впрочем, и сам кинематограф.

XS
SM
MD
LG