Линки доступности

Последствия российской колонизации Сибири - 2003-02-15


Недавно в нью-йоркском издательстве «Walker and Company» вышла книга «Наряд шамана: История малых народов Сибири». Автор книги - бывший киевский корреспондент журнала «Экономист» и газеты «Дейли телеграф», магистр российской истории и экономики Анна Рид.

Поверхностное знакомство с книгой «Наряд шамана» может вызвать недоумение. Из двухсот двадцати шести страниц шаманам посвящено не более десяти, плюс несколько иллюстраций.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» по телефону Анна Рид сказала, что это название символично: «Наряд шамана - это метафора. Шаманизм всегда ассоциировался с малыми народами Сибири и Дальнего Востока. Мне хотелось понять, насколько им удалось сохранить свою национальную культуру и традиции в условиях коммунистического режима. Я начинаю книгу с колоритного образа шамана на советском пропагандистском плакате 30-х годов. А в конце - прихожу к выводу, что гонимый и вынужденный скинуть свой наряд шаман уже никогда его не наденет вновь. Уничтоженное наследие не возродить».

Как невозможно исключить племена майя из истории Мексики, аборигенов - из прошлого и настоящего Австралии, а американских индейцев - из культуры и экономики США, так невозможно получить полное представление о России без народов, издревле населявших Сибирь и Дальний Восток. Однако, замечает в своей книге Анна Рид, в Русском музее в Санкт-Петербурге единственное свидетельство существования этих народов - экспонаты созданных ими в XVIII веке изделий из слоновой кости.

А в огромной коллекции Эрмитажа английская журналистка увидела единственную фарфоровую статуэтку ительменской девушки конца XVIII века производства Императорского фарфорового завода.

Между тем к началу российской колонизации Сибири в конце XVI века у 250 тысяч коренных жителей одной двенадцатой части Земли были развиты охота, пушной промысел и ремесло. И хотя поход Ермака в Сибирь начался на 160 лет раньше, чем экспедиция Льюиса и Кларка на Запад Америки, Анна Рид находит много общих черт в российском завоевании Сибири и в американском освоении Западных территорий.

«По-моему, история покорения малочисленных народов Сибири повторилась позднее в покорении племен американских индейцев, - считает автор книги. - В обоих случаях коренных жителей изгоняли с их земель и переселяли в резервации или в районы с условиями, непригодными для существования, лишая возможности вести традиционный образ жизни».

Надежды российских и американских либералов XIX века на то, что Сибирь станет окном в Америку, не оправдались. После изучения материалов Института этнографии в Санкт-Петербурге, местных архивов в Тобольске, Улан-Удэ и в других городах Сибири и Дальнего Востока, встреч и бесед со старожилами - бурятами, эвенками, тувинцами, чукчами и представителями других малочисленных народов региона, Анна Рид пришла к выводу, что им европейская цивилизация принесла те же беды, что и племенам американских индейцев: массовое истребление, алкоголизм и тяжелые болезни: «Практически одни и те же проблемы социального и экономического коллапса достались в наследство и племенам американских индейцев, и малочисленным народам Сибири и Дальнего Востока. В США, более богатой стране, эти проблемы не столь остры, поскольку есть возможности и средства для их решения. Тем не менее на Аляске, как и в Сибири, в местных племенах инуитов и других малочисленных народов забыт язык и древние культурные традиции, распространен алкоголизм и безработица».

По мнению Анны Рид, на фоне экономических трудностей, которые испытывает большинство населения России, положение малочисленных народов Сибири особенно тяжелое. Их практически не коснулись демократические реформы конца восьмидесятых - девяностых годов. Однако есть основания предполагать, что еще не все потеряно. Выйти из стагнации, развить экономику, улучшить образование и укрепить свой статус ханты, манси, буряты, тувинцы, чукчи и другие местные народы смогут благодаря богатым природным богатства региона, считает автор книги.

«Пример аборигенов Австралии, коренных народов Канады и Аляски, - говорит она, - позволяет предположить, что и местное население Сибири начнет требовать большей доли прибыли от добычи золота, алмазов и сахалинской нефти. Показательно, что Якутия уже добилась от центрального правительства того, что в республике остается почти четверть прибыли от добычи алмазов. Думаю, что мы все чаще будем свидетелями подобных соглашений с малочисленными народами Сибири и Дальнего Востока».

Такой сценарий реализации их стремления к самоопределению Анна Рид считает благом для России. Богатство природных ресурсов в сочетании с суровым климатом, плюс преобладание русских и украинцев в общей численности населения региона позволит избежать повторения истории Чечни, заключает автор книги «Наряд шамана: История малых народов Сибири».

XS
SM
MD
LG