Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-02-07


«Банды Нью-Йорка»

В Голливуде упорно поговаривают, что в нынешнем году Мартин Скорсезе наконец-то получит давно причитавшийся ему «Оскар» за лучшую режиссуру. Тот самый, что ему не присудили за блестящие картины «Таксист» и «Разъяренный бык». Об этом свидетельствуют несколько фактов.

Гильдия режиссеров США наградила его престижной премией «За вклад в киноискусство» и номинировала его последнюю работу - эпическое полотно «Банды Нью-Йорка» (Gangs of New York) - на свою ежегодную премию за лучшую режиссуру.

Аналогичную премию Скорсезе уже получил и от Ассоциации зарубежной прессы Голливуда. Кстати, как это не странно, «Золотого глобуса» он тоже удостоился впервые. И это при том, что «Банды Нью-Йорка» совершенства ранних фильмов Скорсезе не достигают.

Поймите меня правильно: «Банды Нью-Йорка» - не какое-то там заурядное американское киноварево, запрудившее наши экраны. Фильм Скорсезе - добротное кинематографическое произведение, которое мастер вынашивал более тридцати лет.

Скорсезе также известен как выдающийся знаток мирового кино, и в «Бандах Нью-Йорка» внимательный наблюдатель легко обнаружит влияние и даже прямые цитаты из фильмов Сергея Эйзенштейна (в частности, из «Броненосца Потемкина»), Пудовкина и других мастеров прошлого. Это влияние чувствуется в монтаже, музыкальном контрапункте и, конечно, в визуальном решении «Банд Нью-Йорка».

Все эти формальные находки и творческое переосмысливание чужого опыта делают фильм вполне достойным внимания. Но он оставляет чувство неудовлетворенности, не беспокоит и не волнует тебя после ухода с просмотра. В чем дело?

Я размышлял над этим, и самое лучшее сравнение, которое могу предложить, будет с походом в музей изобразительных искусств. Пусть меня простят фанатики живописи, но я могу наслаждаться картинами в музеях только на интеллектуальном уровне, не испытывая особых эмоций. Да, я восхищаюсь композицией, интересным взглядом на предмет или человека, но не испытываю тех переживаний, которые в идеале дают мне лучшие театральные постановки или фильмы. Так и фильм «Банды Нью-Йорка», почти идеальный по техническим параметрам, я бы сравнил с музейным полотном, с которым не получается эмоционального контакта.

Некоторые критики упрекают Скорсезе в неумении рассказывать истории. Я с этим не согласен: «Таксист», «Казино», «Разъяренный бык» - прекрасно рассказанные истории. Скорее имеет место другое, что особенно снижает класс «Банд Нью-Йорка»: не всегда очевидная способность мастера формы заставить нас сопереживать героям.

Казалось бы, мы должны быть захвачены судьбой главного героя «Банд» Амстердама Валлона (Леонардо Дикаприо). Его отец, вождь банды ирландских иммигрантов-католиков в Манхэттене 1860-х годов, погибает в схватке с бандой местных протестантов, не принимающих пришельцев. Амстердам вырастает в приюте и возвращается в свой квартал, чтобы отомстить убийце отца «Биллу-мяснику» (Дэниэл Дэй-Льюис).

Конечно, мысленно мы на стороне Амстердама, но остаемся к нему холодны - как, впрочем, и к его возлюбленной (Камерон Диаз). Может быть, это и несколько извращенно, но больше всего (и разных) эмоций вызывает «Билл-мясник». Дэниэл Дэй-Льюис такой замечательный актер, что даже мерзавец и убийца Билл в его исполнении обретает человеческие черты. Это, кстати, оправдывает моральные страдания Амстердама, который с одной стороны считает своим долгом убить Билла, а с другой - видит в нем этакий суррогат утраченного отца. Эта линия фильма, пожалуй, самая психологически интересная и сложная.

В остальном же картина стремится слишком много рассказать за слишком короткое время. Разумом понимаешь, что на примере противостояния различных этнических групп, политических интересов и кошмаров американской жизни, некоторые из которых (сегодняшние банды Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, например) перешли из прошлого в настоящее, Скорсезе хотел рассказать о рождении современной американской нации. Отчасти ему это удалось. Но будь человеческие характеры выписаны глубже, а исторический эпос не заслонял судьбы людей, картина оказалась бы куда ближе зрителю. Тем более, что в ней намечены (но не развиты) такие, например, интересные темы, как ничтожность самых страшных уличных банд перед огневой мощью правительства.

...Подумалось: а что, если бы наше руководство так же решительно расстреливало бунтовщиков в Лос-Анджелесе 1992 года, как оно это сделало (включая корабельную артиллерию!) в ходе показанных в финале «Банд Нью-Йорка» беспорядков 1863 года?

XS
SM
MD
LG