Линки доступности

«Фантомы» 11 сентября - 2003-01-25


События 11 сентября 2001 года вызвали в Америке колоссальный прилив сочувствия - подстать масштабам трагедии. В первые недели в фонды помощи пострадавшим поступило столько пожертвований, что возникли затруднения с оприходованием денег...

Сейчас этот процесс упорядочен. Семьи погибших получают пособия от государства и частных организаций. Владельцы бизнесов, уничтоженных в ходе теракта, получают компенсацию. А те, кто пытался нажиться на людской беде, получают по заслугам.

...Майклу Янгу было 37 лет. На левой руке у него было тату с именем жены - «Намор». Он курил «Мальборо»... И еще множество подробнейших деталей. Утром 11 сентября Майкл отправился во Всемирный торговый центр и сгинул в руинах. Тело обнаружить не удалось.

Таких печальных историй в Нью-Йорке можно услышать множество. Разница в том, что Майкл Янг никогда не существовал. Его выдумала Намор Янг, объединив в облике мужа-фантома реальные черты двух своих бойфрендов.

Мисс Намор начала отбывать тюремное заключение, признав на суде, что она обманным путем получила за «погибшего мужа» более 53 тысяч долларов. По данным нью-йоркской полиции аналогичные дела заведены на 36 лиц, еще около полусотни дел расследуются.

География обмана не ограничивается Нью-Йорком. В Иллинойсе коллеги по работе собрали шесть с половиной тысяч долларов женщине, утверждавшей, что ее брат погиб в манхэттенской башне, оставив вдову с семью детьми. В Огайо мужчина был осужден после того, как затребовал от страховой фирмы 100 тысяч долларов, предъявив полис на имя своего отца; как выяснилось, отец жив и здоров, но уехал по работу в Индию. В Сан-Диего (Калифорния) человек выдумал целую историю о том, как его жена с ребенком поехали проведать родных в Нью-Йорк и погибли 11 сентября. Ему выплатили 136 тысяч долларов прежде, чем жена, с которой он развелся, была обнаружена с сыном в другом городе. Деньги к тому времени обманщик успел проиграть в казино.

«На сегодняшний день невозможно назвать точное число жертв террористической атаки 11 сентября, - говорит детектив Дэниел Хайнц, возглавляющий в нью-йоркском полицейском управлении специальную бригаду по делам, связанным с событиями 11 сентября. - Официальные цифры неуклонно снижаются. В первую годовщину теракта числилось 2,800 жертв. Сейчас фигурирует другая цифра - 2,792 погибших. Но это не конец».

Как вспоминает Хайнц, в первые дни после трагедии ему позвонил старый друг, ветеран сыска, расследовавший обстоятельства взрыва в Оклахома-Сити. Среди прочего он предупредил: «Будь готов к лавине фальшивых денежных притязаний». К сожалению, друг оказался прав, признает нью-йоркский детектив.

Дела о мошенничестве в связи с событиями 11 сентября Дэниел Хайнц расследует с особым рвением. И не только из профессиональной добросовестности: над его рабочим столом висит фотография брата. Джефри Хайнц, пожарный 12-й части Нижнего Манхэттена, погиб в тот день при тушении огня в небоскребе.

Установлением личности жертв занимаются, помимо полицейских, еще с полдюжины городских ведомств. Но самая неприятная часть работы приходится все-таки на долю детективов. «Раньше я держал в памяти имена погибших, когда разыскивал родных, чтобы сообщить им тяжелую весть, - говорит Хайнц. - Теперь у меня в голове крутятся имена жуликов».

Расследование подозрений в мошенничестве требует немалого такта. Нелегко добавлять боли людям, действительно потерявшим своих близких. Сложность в том, что от большинства тел в спекшихся развалинах не осталось ни малейшего следа. Внутренних паспортов и прописки в Америке нет. Так что проверяющим приходится проделывать громадный объем работы. Помогают сигналы от сотрудников благотворительных организаций, которых детективы проинструктировали о наиболее типичных приемах обманщиков.

«Мы не привыкли к тому, что люди наживаются на чужой беде, - говорит представитель нью-йоркского отделения Красного Креста Девра Голдбург. -- Тем не менее мы ввели порядок, по которому заявители должны представлять доказательства родства или связи с погибшим». С подобной проблемой сталкиваются и церковные организации, и средства массовой информации, местные власти и так далее. Всем им приходится сочетать сочувствие со скептицизмом.

Ситуация нелегкая. «Часть дел так и останется нерешенной, - сокрушается Дэниел Хайнц, детектив в третьем поколении. - Нам некого опрашивать, неоткуда взять сведения. Это жутко раздражает, потому что нутром я чувствую обман. Но доказать не могу... Утешением может быть то, что хотя бы часть зла в этом мире мы сумели выдернуть», - добавляет он.

XS
SM
MD
LG