Линки доступности

Нарушил ли Ирак резолюцию № 1441? - 2003-01-23


Обнаружение инспекторами в Ираке пустых химических боеголовок Белый Дом расценил как факт, «вызывающий очень серьезное беспокойство». Особенно с учетом того, что они не числились в реестре, представленном Багдадом Организации Объединенных Наций. Однако иракский генерал Амин, обеспечивающий связь между своим правительством и инспекторской бригадой, заявил, что ракеты, для которых предназначались указанные боеголовки, были импортированы 15 лет назад, с тех пор пришли в полную негодность и поэтому не были сочтены достойными внимания.

Мы попросили высказаться по этому поводу эксперта по химическим вооружениям, бывшего инспектора ООН Реймонда Зилинскаса, который сейчас возглавляет программу по нераспространению химического и биологического оружия в Монтерейском институте международных исследований.

Реймонд Зилинскас: Данный инцидент предполагает три возможности. Первая, о которой сказал генерал Амин, - что ракеты были закуплены в 1988 году и с тех пор лежали на складе. Это легко проверяется, и если это так, то получается, что Ирак не нарушил резолюцию № 1441.

Вторая возможность: боеголовки в свое время были оснащены химическими зарядами, но в период инспекций после войны в Персидском заливе, то есть до декабря 1998 года, заряды были изъяты и уничтожены. В этом случае вопрос заключается в том, был ли данный факт отражен в декларации, представленной Багдадом. Если да, то всё о’кей. Если нет - инцидент можно счесть упущением.

Том Кросби: Упущением или намеренным сокрытием?

Р.З.: Есть и третья возможность: химические заряды были демонтированы уже после начала нынешних инспекций. И вот это представляет собой серьезное нарушение условий, сформулированных ООН.

Установить истину несложно. Существуют безошибочные методы определения следов боевых отравляющих веществ методом газовой хроматографии. Нами было проведено контрольное тестирование всех известных веществ, входящих в состав химического оружия. Сравнивая результаты анализа проб, взятых сейчас в Ираке, с контрольными данными, можно получить однозначный ответ.

Т.К.: Вы участвовали в прошлых инспекциях в Ираке и знакомы с условиями работы на месте. Как вы оцениваете результаты работы нынешней бригады?

Р.З.: Нынешний состав международных инспекторов работает иначе, чем в тот период, когда я был в Ираке (в 1994 году). Сейчас эксперты наделены куда более широкими полномочиями. Они обследуют не только объекты, но и частные дома, проводят обыски в кабинетах ученых... Мы не могли этого делать. Думается, в совокупности это производит сильное впечатление на психику иракцев и помогает реализации задач, поставленных перед инспекторами.

По сути, нынешние инспектора выполняют работу детективов. Они собирают вещественные доказательства, которые затем должны представить Совету Безопасности. А уже он будет принимать политические решения. Такая система в определенном смысле напоминает разделение функций полиции и суда: детективы ищут улики, а судья выносит приговор.

XS
SM
MD
LG