Линки доступности

Орангутанги и культура - 2003-01-10


В 1973 году австриец Конрад Лоренц и голландец Николас Тинберген были удостоены Нобелевской премии за «исследования социального поведения животных». Награда была воспринята как признание достижений этологии - новой науки, которой к тому моменту насчитывалось всего несколько десятков лет. Во второй половине ХХ века чуть ли ни каждая новая статья, а тем более книга об этологии становились сенсацией, показывающей, что ничто человеческое не чуждо животным, равно как и, увы... наоборот.

К концу ХХ века основы этологии стали широко популяризироваться. С сенсационностью этой науки было покончено. Началась кропотливая работа, результаты которой свидетельствовали, что понятие культуры применимо не только к человеку.

Недавно было установлено, что всеми признаками культуры обладают... орангутанги. Отсюда следует, что не только сам человек как биологический вид - результат эволюции, но и человеческое общество во всех его проявлениях - социальном, политическом, культурном и так далее - тоже результат эволюции.

Поэтому напрашивается мысль, что нынешнее человеческое общество несет на себе печать как доисторического животного существования homo sapiens, так и его собственно человеческого развития. Соответственно, развитие цивилизации можно представить как многовековый процесс постоянного увеличения второй части за счет уменьшения первой.

Но такой вывод правомочно делать только на основании всего многообразия этологических изысканий. Что же касается упомянутого исследования приматов, то оно касалось лишь одного момента, а именно: различий в поведении разных обезьяньих стад.

Специалист по приматам Карел ван Шайк, работающий в американском университете Дюк, рассказывает, как он вместе с этологами из американских, азиатских и европейских научно-исследовательских институтов изучал шесть популяций орангутангов на индонезийских островах Борнео и Суматра. Они выявили 24 устойчивые особенности поведения орангутангов. Причем в каждом стаде проявлялась только часть этих поведенческих особенностей, которую этологи определили как особую культуру данной популяции. А отличия одного устойчивого набора поведенческих особенностей от другого набора исследователи назвали разницей культур у орангутангов, соответствующей различию культур у человеческих обществ.

«Мы предполагали обнаружить, что чем дальше друг от друга живут обезьяньи популяции, тем они больше отличаются друг от друга в культурном отношении, и наоборот: чем ближе живут, тем больше сходства в поведении, - говорит Карел ван Шайк. - И действительно, мы обнаружили эту зависимость, которая укрепила нашу уверенность в наличии у орангутангов примитивных форм культуры».

Как пишут исследователи в своей статье, опубликованной в журнале «Science», среди двадцати четырех устойчивых поведенческих особенностей орангутангов были такие, как использование листьев в качестве носовых платков, применение сучков для выковыривания фруктовых косточек и сооружение навесов для защиты от дождя и солнца. Как уже отмечалось, та или иная особенность могла наблюдаться в одном обезьяньем стаде и отсутствовать в другом, но ее наличие или отсутствие было присуще всем обезьянам данного стада, а не подгруппе особей.

«Считалось, - говорит Карел ван Шайк, - что никакой культуры в животном царстве не существует. И ученым всегда хотелось выяснить, когда же стала зарождаться человеческая культура. Но сейчас мы видим, что у животных есть своя особая культура, которая стала фундаментом для развития человеческой культуры».

Другой американский этолог Франс де Вал указывает, что многие социологи возражают против такой трактовки эволюции культуры. Они считают, что культурой можно называть лишь такое поведенческое явление, которое основано на использовании языка: «Они считают определяющим способ передачи и распространения культуры, в нашем случае - с помощью языка, обучения и подражания. А поскольку всего этого нет у орангутангов, говорят социологи, то называться культурой их поведенческие особенности не могут».

И вот в этом, подчеркивает Франс де Вал, заключается основное расхождение между этологами и социологами в трактовке поведения животных. Но, как всякий научный спор, это разногласие преодолевается временем, потраченным на новые исследования.

XS
SM
MD
LG