Линки доступности

Оптимальные пути перехода к рыночной экономике - 2003-01-08


Тринадцать лет спустя после того, как падение Берлинской стены ознаменовало начало распада советской модели коммунизма, экономисты пытаются осмыслить вопрос о том, какие подходы дали наилучшие результаты в создании рыночной экономики. Недавно эту тему обсуждали участники проходившего недавно в Вашингтоне ежегодного собрания Американской экономической ассоциации (AEA).

Переход был далеко не таким гладким, как предсказывали многие в начале минувшего десятилетия. Ян Свейнар, занимающийся изучением стран с переходной экономикой в университете штата Мичиган, указывает, что перемены в разных странах происходят с разной скоростью и эффективностью.

Тем не менее Свейнар считает, что практически повсеместно самым действенным методом приватизации оказалась передача принадлежащих государству предприятий в иностранную собственность. «В плане производительности труда, использования ресурсов, и в целом - реструктуризации, по сравнению со всеми другими формами собственности (включая даже приватизацию в пользу местных компаний) фирмы, принадлежавшие иностранцам или приобретенные иностранными владельцами, оказались намного эффективнее» - сказал он.

В Европе, указал Ян Свейнар, дальше всех продвинулись по пути рыночных реформ Словения, Чехия, Венгрия и Польша. Россия и другие бывшие республики СССР преуспели гораздо меньше: «На другом полюсе находится Китай. Коммунистическая система здесь все еще продолжает действовать. Однако с точки зрения экономики дела в Китае обстоят хорошо. Период беспрецедентного роста здесь продолжается уже двадцать лет, в то время как в России в течение десятилетия наблюдался значительный спад, и лишь в последние годы на смену ему пришел определенный подъем».

Кроме Китая, только в Словении и Польше доход на душу населения намного превысил уровень жизни, достигнутый в 1989 году.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, преподающий в Колумбийском университете, говорит, что доступ к современным технологиям является критически важным условием экономического развития. Китай, отмечает Стиглиц, весьма преуспел в привлечении инвестиций в предприятия, работающие в области высоких технологий. В свою очередь, это привело к быстрому подъему экономики и сужению разрыва в доходах с развитыми странами. «Здесь мы видим определенное сближение между странами Восточной Азии, такими как Китай и Южная Корея, и Соединенными Штатами, - заметил Стиглиц, - в то время как в других частях света этот разрыв только увеличивается».

Профессор Свейнар из Мичигана считает, что аналогичное сближение между промышленно развитыми странами и государствами, лишь недавно вступившими на путь рыночного развития, имеет место и в Европе, однако проходит оно намного более медленными темпами. «Тех, кто говорил, что странам Центральной Европы потребуется от 15 до 20 лет для того, чтобы догнать Запад, считали безнадежными пессимистами. Подобные прогнозы воспринимались почти как ересь, - напоминает проф. Свейнар. - Между тем выходит, что пессимисты оказались правы. И сегодня консенсус сводится к тому, что сближение будет реально заметно не ранее чем через двадцать лет, но не исключено, что для этого понадобится вдвое больше времени».

Экономический рост в Китае в прошедшем году составил по крайней мере 7%, в России - 4%, а в странах Центральной Европы - около 2% процентов.

XS
SM
MD
LG