Линки доступности

Антитеррористическая кампания - 2003-01-02


В Вашингтоне собрались эксперты по терроризму, чтобы дать оценку ходу антитеррористической кампании, начатой Соединенными Штатами год назад.

Единой оценки состояния антитеррористической кампании у экспертов нет. С одной стороны, они явно положительно оценивают предотвращение нескольких терактов и арест ряда лидеров «Аль-Кайды». С другой, они отмечают слабые места, как, например, отсутствие координации в действиях разведывательных учреждений.

Мало кто из экспертов сомневается, что на территории Америки или за ее пределами произойдут новые теракты. Но один из них - вашингтонец Йона Александер считает, что терактов будет относительно немного, и что они не будут столь драматичными, как уничтожение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: «Дело не в количестве будущих терактов, а в их эффекте - политическом, психологическом и прочих».

Пол Бремер, бывший сотрудник Государственного департамента, говорит, что за минувший год Америка перестроила свою антитеррористическую кампанию с учетом изменившейся психологической мотивации террористов. По мнению Бремера, теперь главные побудительные мотивы террористов лежат не в области конкретной политики, а в области либо религии, либо идеологии глобального антиамериканизма и антизападничества: «Главный урок, который стоит извлечь из прошлого, заключается в том, что войну с терроризмом невозможно выиграть оборонительными методами. Нет никакой возможности так себя обезопасить, чтобы террористы не смогли взломать какое-то звено системы защиты. Поэтому мы должны действовать наступательно. Попросту говоря, мы должны выискивать и уничтожать террористов еще до того, как они сотворят свои злодеяния».

Бремер всецело оправдывает жесткую американскую позицию в отношении Ирака, считая это единственным способом доказать государствам-изгоям, что они поплатятся за поддержку терроризма: Это - важный аспект кампании - во-первых, потому, что Ирак продолжает, как и раньше, поддерживать терроризм; во-вторых, потому что Ирак производит оружие массового поражения и, в-третьих, потому что соображения престижа требуют, чтобы Соединенные Штатам отомстили за нанесенный им урон».

Однако, аналитик Филип Уилкокс утверждает, что это не совсем так: «Проблема заключается в идеологии, в антиамериканских настроениях, в ненависти к Соединенным Штатам. И пока мы охотимся за руководителями «Аль-Кайды» и ей подобных организаций, мы забываем, что распространенная ими идеология притягивает в ряды террористов новые кадры. Поэтому нам необходимо бить по идеологии, чтобы выкорчевывать корни терроризма».

Для этого, как считает Уилкокс, есть лишь одна возможность - активизировать участие США в урегулировании израильско-палестинского конфликта.

А у бывшего военного инспектора ООН Дэвида Кэя наибольшее беспокойство вызывают государства и частные лица, которые предоставляют террористам доступ к современному разрушительному оружию. Он полагает, что в две тысячи третьем году мы увидим террористов, вооруженных поистине убойной техникой. Времена восемнадцатилетних смертников, опоясанных поясами с обычной взрывчаткой, отходят в прошлое. Дэвида Кэя особенно тревожит перспектива попадания в руки террористов бактериологического оружия, а также теракты в отношении компьютерных систем.

Говоря об идейном аспекте борьбы с террором, эксперты подчеркивают важность установления взаимного доверия и взаимопонимания между мусульманами и христианами, полагая, что успех в этом направлении лишит террор питательной среды.

XS
SM
MD
LG