Линки доступности

Новый президент Бразилии - 2003-01-02


В Бразилии приведен к присяге новый президент Луиш Инасио да Силва. Мировоззрению лидера левых сил, известного в народе просто как «Лула», была посвящена наша беседа с вашингтонским аналитиком Мигелем Диасом.

Прежде всего я попросил Диаса обрисовать облик Лулы как человека и как политика.

«Да Силва - человек крайне целеустремленный: это была его четвертая попытка стать президентом. Он был узником совести во время правления хунты в семидесятые годы, он харизматичен. Его электорат - это низший класс, он сам выходец из низов. В то же время Лула привержен демократии: во время избирательной кампании он доказал, что в состоянии сдвинуться к политическому центру, что в итоге и помогло ему выиграть выборы. Кроме того, в отличие от многих руководителей в Южной Америки, он себя не запятнал личной коррупцией».

Что можно сказать о перспективах Лулы на мировой арене. Опыта в этой области у него маловато.

«Да, в этом смысле задача у него не простая, - отвечает аналитик. - ведь его предшественник Кардосо был великолепным дипломатом, и до того, как стать президентом, возглавлял министерства иностранных дел и финансов, много путешествовал, жил за границей. Лула - другого замеса. Даже став крупным политиком в Бразилии, он мало выезжал, да и пункты назначения порой выбирал не лучшие - как, например, Куба и Венесуэла при Чавесе. В Штатах в последний раз он был четыре года назад».

Президент Буш лично поздравил Лулу с победой на выборах. Как он будет выстраивать отношения с США, каковы будут их приоритеты?

По мнению Мигеля Диаса, бразильцы прежде всего ждут от президента успехов в экономической области. При этом его свобода маневра в экономике совсем не велика: приватизация на сегодня почти закончена, объем иностранных инвестиций скуден, кредит от Международного валютного фонда был получен Бразилией под обязательство не раздувать госбюджет. Так что единственным перспективным сектором представляется, пожалуй, только экспортный. И где Бразилии продавать свои товары, как не на крупнейшем рынке мира, коим являются США? Кстати, отношения между двумя странами за последние десять лет, как бы пресса ни педалировала торговые разногласия, были весьма добрыми.

Лулу - политик левой ориентации. Отражает ли это общий левый крен в развитии Латинской Америки?

«Не думаю, что Латинская Америка в целом смещается влево, - говорит Диас. - Скорее, в регионе царит идеологический разброд. Мне кажется, я понимаю, почему выиграл Лулу, и к идеологии это прямого отношения не имеет. Во-первых, как я уже говорил, Лулу харизматичен, во всяком случае куда более харизматичен, чем его соперники. Если бы его соперником был Кардосо, то, думаю, он бы не победил. Во-вторых, Лулу привлек протестный электорат, возмущенный ростом преступности и коррупции. В-третьих, бразильцам элементарно наскучили старые политики, им хотелось чего-нибудь новенького. И в этом прелесть демократии: она допускает социальный эксперимент. Не у каждой страны Латинской Америки есть шанс на эксперимент, но у Бразилии есть: сильная законодательная власть и сильная пресса являются надежным противовесом чрезмерным амбициям или некомпетентности главы государства».

Что же касается отношений администрации Лулу с финансовым миром, то Мигель Диас утверждает, что новому президенту явно придется нелегко. Непонятно, как ему завоевывать доверие Уолл-стрита. На сегодня Уолл-стрит записал его в лагерь противников. Подбор президентом своей экономической команды покажет, желает ли он действительно конструктивных отношений с финансовым миром. Но главное, конечно, это не команда, а реальная политика, которую он будет проводить.

XS
SM
MD
LG