Линки доступности

«Форма цвета» - 2002-12-26


В вашингтонской галерее «Коркоран» экспонируется выставка скульптурных работ известного испанского живописца, скульптора и графика Хоана Миро - одного из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века, который по праву считается духовным отцом современного авангарда.

Выставка в Вашингтоне под названием «Форма цвета», на которой экспонируются раскрашенные скульптуры, макеты, альбомы, этюдники, зарисовки и редкие фотографии скульптора за работой, раскрывает созидательный процесс Миро, начиная с набросков задуманных работ до готовых произведений.

Хоан Миро родился 20 апреля 1893 года в близ Таррагоны в испанской провинции Каталония. Учился в Высшей школе изящных искусств в Барселоне. С 1919 года жил и работал в Париже, где познакомился с Пикассо.

Незадолго до Первой мировой войны Франсис Пикабиа создал ряд картин, изображающих фантастические «машины» с шестернями, рычагами, зубчатыми колесами и прочими абстрактными частями. Миро был вдохновлен этими геометрическими формами. Плодом этого вдохновения стали несколько картин.

К 1924 году Миро, по его собственным словам, «использовал реальность скорее как отправную точку». В том же году Андре Бретон, неоспоримый лидер сюрреалистов, опубликовал свой «Манифест сюрреализма». Эта работа сильно повлияла на Миро. В частности, один из базовых принципов сюрреализма, связанный с использованием сновидческих образов (бессознательного), был источником вдохновения для многих его работ.

Миро, который в 1925 году стал участником первой выставки сюрреализма, имитирует в своих утонченно-декоративных работах наивный, лишенный связности детский рисунок, размещая на плоскости разнообразные фигуры, порой смутно напоминающие какие-либо реальные предметы. Миро превратил плоский мир кубизма в подобие умственной лаборатории. Там он давал волю автоматизму, создавая биоморфные формы, населяющие самый сюрреалистический из миров, то место, где бок о бок существуют реальность и сон.

Не интересуясь ни политикой, ни теоретическими разработками сюрреалистов, в начале 1930-х годов Миро отошел от официального движения, хотя сохранил при этом личные контакты и отношения с его членами. Он продолжал собственные, глубоко интимные поиски, которые приводили его то к фантастической образности, то к чистой абстракции. В 40-е и 50-е годы Миро приближается к полной абстракции.

В 1960-х - 70-х годах Миро оставляет живопись и полностью отдается созданию причудливых скульптур из крашеной бронзы, алебастра и пластических материалов. Миро создал всего 18 раскрашенных скульптур. Одиннадцать из них собраны на выставке в вашингтонской галерее «Коркоран» - первой столичной галерее изобразительных искусств, расположенной прямо напротив Белого Дома.

Умер Миро в Пальма-де-Мальорке 25 декабря 1983 года.

XS
SM
MD
LG