Линки доступности

Праздничный подарок заключенным - 2002-12-25


В канун Рождества 26-летний житель штата Кентукки Винсент Томас получил распоряжение губернатора - немедленно очистить помещение, в котором он проживал последний год. Томас не стал спорить, заметив лишь, что подобные приказы не должны сваливаться как снег на голову: человеку надо подготовиться к смене места жительства...

Томас оказался не одинок: рождественский сюрприз разделили с ним еще пятьсот заключенных, отбывавших наказание в тюрьме округа Файет. Губернатор штата Пол Пэттон приказал отпустить их на свободу.

Сделал он не потому, что проникся духом всепрощения (что было бы вполне естественно в канун Рождества: вот и президент Буш помиловал на этой неделе полтора десятка человек, преступивших в прошлом закон и с тех пор доказавших свое раскаяние). Нет, кентуккский губернатор, а также его коллеги в Оклахоме, Монтане, Арканзасе и Техасе руководствовались, выпуская заключенных, сугубо материальными соображениями: в штатной казне не хватило денег на содержание пенитенциарных заведений.

Сразу же уточним: освобождены из-под стражи были лица, отбывавшие наказание в окружных тюрьмах. Туда направляют приговоренных на короткие сроки (меньше года) за правонарушения, не связанные с насильственными действиями. Например, магазинные кражи. Но чаще всего - за хранение наркотиков или пользование ими. Виновных в более серьезных преступлениях держат в штатных и федеральных тюрьмах, и их меры экономии не коснулись.

Тем не менее решение губернаторов не могло не вызвать удивления: ведь воспитательный смысл наказания состоит в его неотвратимости! Если преступник будет знать, что у штата нет денег на его содержание за решеткой, он будет с насмешкой воспринимать всю систему судебного преследования.

Губернатор Кентукки Пол Пэттон, сам в прошлом работавший окружным прокурором, прекрасно сознает это аспект. «Известное число выпущенных мной нарушителей вновь совершит правонарушения, - говорит он. - Причем не исключено, что их преступления окажутся серьезней прежних. Но у меня нет выбора: в бюджете штата образовался полумиллиардный дефицит, и его надо как-то покрыть».

Один из привлекательных вариантов экономии средств на содержании преступников разработал штат Канзас: там собираются заменить для полутора тысяч наркоманов, имеющих «легкие статьи», содержание в камере на принудительное амбулаторное лечение. Стоимость последнего - две с половиной тысячи долларов в год. Стоимость пребывания в тюрьме - 22 тысячи, в девять раз больше!

У американской общественности эти меры вызывают двойственные чувства. Последние тридцать лет в США активно строились тюрьмы, Конгресс ужесточал законодательство, предписывал все более строгие правила вынесения приговоров. Результатом явилось общее снижение преступности, особенно в больших городах, где она представляла серьезную проблему. Выборные политики ставили себе в заслугу улучшение жизни законопослушных граждан и ратовали за то, чтобы у преступников «земля горела под ногами». Это можно только приветствовать.

В итоге тюремная популяция Америки с 70-х годов увеличилось на 500%. За решеткой тюрем всех категорий сейчас находятся свыше двух миллионов человек; по этому показателю США уступают лишь России. Одновременно, согласно Бюро судебной статистики, ежегодные ассигнования на содержание мест заключения перевалили за 30 миллиардов. И перед политиками встал вопрос: что дальше? Ясно, что бюджет штатов не выдержит столь бурного роста пенитенциарных расходов.

В Оклахоме губернатор Фрэнк Китинг, консервативный республиканец, предупреждавший, что «преступникам лучше не появляться в нашем штате», сейчас рекомендовал комиссии по условно-досрочному освобождению выпускать из тюрем не менее тысячи человек в год. В Вирджинии - тоже достаточно консервативном штате - прокурор объявил, что дела двух с половиной тысяч правонарушителей не будут переданы в суд, поскольку в случае вынесения обвинительного приговора их негде будет содержать. В Мичигане законодатели штата постановили отменить строгий закон об обязательном заключении лиц, осужденных по статьям о наркотиках... Список можно продолжить.

Обозреватели особо отмечают, что большинство подобных мер принимаются в штатах, контролируемых республиканцами. По словам директора Института юстиции Николаса Тернера, «это можно сравнить с поездкой Никсона в Китай: на такое мог пойти только человек, которого никак не заподозришь в симпатиях к коммунистам. Вот и сейчас только республиканцы, десятилетиями призывавшие убрать с улиц преступников, могут себе позволить изменить курс тюремной политики».

Естественно, раздаются и другие голоса, считающие, что преступнику при любых обстоятельствах должно воздаваться за содеянное. В противном случае общество посылает своим гражданам сигнал: преступника ждет наказание... если только у государства найдутся деньги. А это опасно.

XS
SM
MD
LG