Линки доступности

«Трио года» - 2002-12-24


Каждый год на обложке своего последнего выпуска популярный журнал «Тайм» печатает портрет «Человека года». Такую традицию еженедельник ввел в 1927 году и неукоснительно следует ей 75 лет. Только что вышедший номер «Тайма» украшают портреты сразу трех людей. И этим отход от традиции не ограничивается.

Критерий выбора «Человека года» первый издатель «Тайма» магнат Генри Люс определил просто: лицо, в наибольшей степени повлиявшее на события уходящего года. Влияние могло быть позитивным и негативным. Вот почему на обложках журнала за разные годы фигурировали не только Франклин Рузвельт и махатма Ганди, но Гитлер и Сталин.

Со временем формула «Человек года» претерпела трансформации: редакция стала выбирать не только мужчин, но и женщин - в частности, госпожу Уоллис Симпсон, американскую жену герцога Виндзорского, отрекшегося из-за нее от британского престола. Неожиданностью стало появление на обложке персонального компьютера в 1982 году и планеты Земля в опасности - в 1988-м.

Личность «Человека года» держится в полном секрете до момента выхода журнала. Обычно в преддверии появления заключительного выпуска «Тайма», перед Рождеством, журналисты из других изданий и СМИ строят предположения на этот счет. Но того, что произошло, не мог угадать никто.

Впервые за всю историю «человеком года» стали трое женщин. Вот их имена: Синтия Купер, Колин Роули и Шеррон Уоткинс. Если вам они незнакомы, то вы не одиноки - даже в Америке они мало известны. Но, естественно, после публикации в «Тайм» у Купер, Роули и Уоткинс прибавится популярности.

Чем отличились эти женщины, чтобы существенно повлиять на события уходящего года? Если коротко и официально, то примерным выполнением своих служебных обязанностей. Если более подробно и эмоционально, то гражданским мужеством, проявившимся в разоблачении ошибок, просчетов и злоупотреблений вышестоящего начальства.

В США таких людей называют «whistle blowers», в буквальном переводе - дующие в свисток, то есть подающие «сигнал». В других социальных формациях их бы величали «доносчиками» и «стукачами», но в правовом обществе разоблачители выполняют полезнейшие функции. Недаром еще Авраам Линкольн подписал закон о разоблачителях.

Произошло это после серии скандалов во время Гражданской войны, когда интенданты и подрядчики поставляли в армию федералов некондиционные сапоги или завышали счета за боеприпасы и провиант. По закону (который, кстати, действует до сих пор) «whistle blower» - разоблачитель - получает 10% от суммы, которую удастся взыскать со злоумышленников и казнокрадов.

В мае уходящего года Колин Роули, штатный юрист отделения ФБР в городе Миннеаполисе, отправила директору Федерального бюро расследований Роберту Маллеру докладную, в которой указала на то, что ее отделение халатно отнеслось к оперативным донесениям о подозреваемых террористах. Как выяснила Колин, у фэбээровских оперативников за полгода до терактов 11 сентября имелись агентурные данные о том, что Закариас Муссауи - тот самый, что сейчас находится под судом - готовится к захвату самолета. Роули подробно перечисляла факторы, приведшие к такому положению, и предлагала пути исправления ситуации.

Шеррон Уоткинс, вице-президент одного из подразделения энергетического гиганта «Энрон», летом 2001 года отправила главе фирме Кеннету Лэю письмо, в которой предупреждала, что компания пользуется подозрительными методами бухгалтерского учета. Месяц спустя Синтия Купер направила главе компьютерного концерна «WorldCom», где она занимала должность менеджера, информацию о том, что бухгалтерия замазала убытки в три с половиной миллиарда долларов.

Все три поступка стали предвестниками грандиозных скандалов, определивших лицо уходящего года. В одном случае Конгресс вскрыл причины провала разведслужб, не сумевших предупредить нападения 11 сентября. В двух других ревизоры установили факты грандиозных мошеничеств на Уолл-стрите.

Как пишет редакция «Тайма» в обоснованее своего выбора «Человека года», Уоткинс, Роули и Купер рисковали очень многим. Они могли потерять работу, здоровье, прайвеси и так далее. Но они верили, действительно верили, что правда - необходимый фундамент свободного общества. Без доверия людей к государственным и частным структурам демократия не может функционировать. У одной из героинь года над столом висело изречение Мартина Лютера Кинга: «Наша жизнь начинается, когда мы перестаем молчать об увиденном».

Синтия, Колин и Шеррон жили в разных городах и не были знакомы друг с другом. Но поразительным образом между ними оказалось много общего. Все трое замужем, причем у двоих мужья выполняют традиционно женскую работу - ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Третья - основной кормилец семьи. Таким образом, риск у них был особенно велик. Всем ясно, что разоблачителей не жалуют. На Купер, Роули и Уоткинс было оказано сильнейшее давление. Им реально грозила потеря работы. «Что ж, такова цена, которую приходится платить», - было их общим мнением.

Журнал завершает рассказ о «Трио года» цитатой из ибсеновской пьесы «Враг народа»: «Общество - как корабль. Каждый должен быть готов в любой момент перехватить руль».

XS
SM
MD
LG