Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 34 - 2002-12-08


Записи, звучащие в программе:

“Passion, grace and fire”. Ал ди Меола
(Из одноименного диска Маклафлина «Страсть, благодать и пламя»)
“One Nite Stand” . Джон Маклафлин
(Из диска “Que Allegria”. Джон Маклафлин - акустическая гитара и синтезатор; Кай Экхарт - электробас; Трилок Гурту - перкашен)
“Blue in Green”. Майлс Дэвис.
(Выcтупление трио Маклафлина в Королевском концертном зале в Лондоне)

Джон Маклафлин принадлежал практически ко всем течениям и направлениям, которые представляют панораму современного джаза: блюз и бибоп, свободный джаз и фьюжен, акустическая и электронная музыка. Его по праву считают выдающимся джазовым исполнителем нашего времени. Несколько его дисков, произведя настоящую сенсацию, определенно стали этапными вехами современного джаза, оказав огромное влияние на многих современных музыкантов.

Джон Маклафлин родился в 42 году в Англии, в небольшой деревушке в графстве Йоркшир. Сильнейшими впечатлениями детства была классическая музыка, постоянно звучавшая в доме - мать была скрипачкой-любительницей. В девять лет Джон начал брать уроки игры на рояле. Когда семья переехала к шотландской границе, он услышал оркестры шотландских волынок. «Чаше всего они состояли из шести-семи волынщиков и трех-четырех ударников, вспоминает Маклафлин, - которые «свинговали» на свой собственный лад и произвели на меня неизгладимое впечатление».

Примерно в это же время (в Англии в ту пору началась, по словам Маклафлина, блюзовая революция) брат научил его трем аккордам на гитаре, и с этого дня судьба Джона была решена окончательно и бесповоротно. «Гитара стала моей страстью, - говорит музыкант. - Я запойно слушал пластинки Мадди Уотерса, Биг Билл Брунзи, Ледбелли». У Маклафлина до сих пор хранятся все эти старые пластинки, к которым он время от времени обращается.

В пятнадцать Джон стал захаживать в джазовые клубы и, получив согласие выступавших там музыкантов, играл вместе с ними. «Они буквально загоняли меня своим темпом, это была для них своеобразная забава, - вспоминает Маклафлин, - а для меня - замечательный опыт. Они сбили с меня спесь: я понял, как многому мне еще нужно научиться».

С тех пор и впрямь много воды утекло, теперь молодые музыканты учатся у Маклафлина.

Диск “Que Allegria” - «Что за радость!» был записан трио Маклафлина в 92 году. Но этому альбому предшествовали годы поисков и работы с самыми разными музыкантами, в том числе с исполнителями поп-музыки.

В шестнадцать Маклафлин начал работать с традиционной джазовой группой «Профессора рэгтайма», вслед за этим играл с Эриком Клаптоном, Диком Хекстолл-Смитом и «Грэм Бонд организейшен». Встреча с Гремом Бондом перевернула его жизнь: благодаря ему Джон заинтересовался индийской культурой и поисками духовного, мистического содержания жизни, став вскоре членом лондонского Теософского общества.

«Это были годы полуголодного существования, - рассказывает Маклафлин. - Джазом прокормиться было нельзя, и я начал подрабатывать выступлениями с Томом Джонсом, Энгелбертом Хампердинком, Петулией Кларк. С точки зрения музыкальной это было чудовищно, я сходил с ума, - признается гитарист. - Проснувшись однажды утром я сказал себе: все, больше не могу. Сел в машину и покатил на Север, в дом моей матери. Это был единственный способ сохранить рассудок».

За этим последовало около двух лет выступлений в Европе с басистом Дэйвом Холландом и ударником Тони Окслие. Прекрасное, незабываемое время, по словам музыканта, увенчавшееся записью диска «Эстраполейшен» и невероятным событием: Дэйв Холланд получил приглашение работать с кумиром Маклафлина - Майлсом Дэвисом. «Англичанин, которого приглашают для выступлений в Нью-Йорке, да еще не с кем-нибудь, а с Майлсом! Совершенно неслыханное по тем временам дело», - говорит Маклафлин.

Но вслед за этим наступила и его очередь, о чем пойдет речь в нашей следующей встрече.

XS
SM
MD
LG