Линки доступности

«Помни Перл-Харбор!»


Ежегодно 7 декабря американцы вспоминают о событии, происшедшем в 1941 году и послужившим толчком для вступления США во Вторую мировую войну. Шестьдесят один год назад крупнейшая база ВМС в заливе Перл-Харбор на Гавайях подверглась внезапному нападению японской авиации. Подавляющая часть флота и авиации была уничтожена. Американцы потеряли около четырех тысяч человек убитыми и пропавшими без вести и 1300 человек ранеными. Президент Рузвельт назвал этот день «днем несмываемого позора», а позднее в Америке появился лозунг «Помни Перл-Харбор!».

Немного осталось в живых из тех, кто был в тот зловещий день на Гавайях. Недавно я побывала в Балтиморе в гостях у бывшей медсестры госпиталя «Скофилд» Мертл Уотсон. Несмотря на преклонный возраст (ей 89 лет), г-жа Уотсон она активно сотрудничает с Ассоциацией переживших Перл-Харбор в штате Мэриленд.

«В тот день я была единственной медсестрой на все отделение, - вспоминает Мертл Уотсон. - Врача не было: наши пациенты в помощи врача не нуждались, в мои обязанности входило давать назначенные лекарства. Хоть бы сегодня ничего не случилось, ведь кроме меня, в отделении никого нет, думала я».

Седьмого декабря 1941 года тридцатилетняя военная медсестра Мертл Уотсон была назначена дежурить в ортопедическом отделении госпиталя Скофилд на базе Перл-Харбор. Большинство пациентов отделения были со спортивными травмами: футбольный сезон был в разгаре.

То воскресное утро, вспоминает г-жа Уотсон, ничего знаменательного не предвещало: «Мы вывели больных на террасу и вдруг услышали и увидели самолеты - их было великое множество. Никто из нас не имел ни малейшего представления о происходящем. Мы стояли на террасе и махали пилотам, будучи уверены, что это наши. Но как только нас обстреляли и посыпалась штукатурка, мы бросились внутрь».

Медсестра Уотсон не была обучена тому, как поступать в подобных ситуациях. Но сработала интуиция: она быстро помогла находящимся на вытяжке больным перебраться на пол и обложила их матрасами. Только после этого Уотсон вышла на улицу: «И вдруг я слышу: берегись! И кто-то отбрасывает меня от двери. Пуля попала в дверной косяк, на том самом месте, где я стояла. Я получила ее потом на память от одного из пациентов».

Мертл Уотсон хорошо помнит, как в госпиталь начали привозить мертвых и раненых вперемешку, как не хватало перевязочных материалов... Они работали безостановочно, днем и ночью. «Я отчетливо запомнила одного молоденького сержанта, даже помню, что он был с базы Уиллер, такой симпатичный парень, пытался за мной ухаживать... Он истекал кровью, его привезли из операционной, он был ранен в грудь и живот. Я не знала, как ему помочь. Матрасы на койках были очень тонкие, кровь капала на пол... Все, что я могла сделать, - это поставить под кровать таз».

Запомнила она также, как этот раненый взглядом попросил ее подойти к своему товарищу, поскольку тот тоже нуждался в уходе, и то, как он умер у нее на руках.

Уотсон прослужила на базе Перл-Харбор еще несколько месяцев. События 11 сентября 2001 года вновь напомнили ей о том декабрьском дне: «У переживших Перл-Харбор есть девиз: «Память о Перл-Харборе - залог безопасности». Мы пытались сделать все, чтобы нас услышали. Но Америка стала слишком самонадеянной. И история повторилась».

Уотсон говорит, что, увидев, как сражались с огнем и спасали людей пожарные и полицейские в Нью-Йорке и Вашингтоне, она изменила свое мнение о молодежи.

Теперь она часто встречается со школьниками Балтимора и рассказывает им о событиях тех далеких дней 1941 года. А 7 декабря 2002 года ветеран Второй мировой войны Мертл Уотсон примет участие в мемориальной церемонии на корабле «Тэйни», тоже пережившем Перл-Харбор.

XS
SM
MD
LG