Линки доступности

Какими средствами Саддам удерживает власть - 2002-12-06


Сейчас, когда отчеты о работе ооновских инспекторов в Ираке идут первыми номерами в сводках новостей, а во многих столицах взвешивают последствия потенциальной войны в Персидском заливе, наблюдатели вновь обращаются к фактору, играющему, пожалуй, решающую роль во всей этой истории, а именно - к личности Саддама Хусейна.

В своей знаменитой речи накануне войны в Персидском заливе Саддам провозгласил грядущее сражение «матерью всех битв», из которой он выйдет победителем. Итог войны, как известно, был иным. Тем не менее, потерпев сокрушительное поражение, иракский диктатор продолжает оставаться у власти. Как ему это удается?

Бежавший из Ирака профессор Адид Давиша, сейчас преподающий политологию в университете Огайо, подчеркивает, что вся деятельность Саддама посвящена одной-единственной задаче - сохранению власти: «Ради того, чтобы выжить, он идет на все - на любую интригу, любую жестокость, любой компромисс. Он готов на уступки, если те принесут выгоду. Это поведение, типичное для тирана: одной рукой он давит, другой - осыпает приближенных сказочными милостями».

Энтифад Канбар, директор вашингтонского представительства оппозиционного «Иракского национального конгресса», провел 47 суток в камере военной тюрьмы, где его подвергали пыткам, заставляя признаться в неверности «славному вождю» и «избраннику пророка» (некоторые из титулов багдадского диктатора). Саддам не знает равных в изощренности арсенала запугивания подданных, говорит Канбар: «Ирак - единственная страна мира, где насильники состоят на государственной службе, получают зарплату и премиальные. Им выданы официальные удостоверения, в которых четко обозначена их должность: «поругатель женской чести».

Иракская оппозиция за границей получила видеокассеты, на которых запечатлена работа этих «поругателей»: они насилуют перед объективом жен, дочерей и племянниц тех, кого «любимый президент» счел нелояльным.

А таких, судя по всему, в Ираке прибавляется. Вот почему Саддам все больше полагается на своих - а именно на членов клана Аль-Хатаб из деревни Аль-Авджа к востоку от города Тикрита. Уроженцы этого клана имеют отличительный знак - татуировку в виде трех голубых точек на правом запястье. Есть она и у Саддама. В сегодняшнем Багдаде такая метка бывает поважней генеральских эполет. По закону клана, ты вправе лгать, убивать, делать что угодно, если это отвечает интересам единоплеменников.

Аль-Хатаб заменил в стране партийный аппарат БААСа, поясняет политолог Адид Давиша: «С 1979 года, как только Саддам стал центральной фигурой партии БААС, он стал ослаблять позиции партийных функционеров. А в 90-х годах, накануне войны в Персидском заливе, партия, по сути, потеряла всякое влияние. Ее заменили родственники и свойственники президента».

Особо видную роль в сегодняшнем Багдаде играют два сына Саддама - Удай и Кусай. Вначале престолонаследником считался старший сын Удай, но несдержанность в разгулах и жестокостях побудила папу передвинуть на первое место Кусая. Как указывает профессор Давиша, именно Кусаю было поручено сокрытие оружия массового поражения. Ближайшие события покажут, удалось ли ему справился с ответственным заданием.

Аналитики сходятся в том, что хотя диктаторы - не редкость на Ближнем Востоке, иракский режим выделяется репрессивностью даже на их фоне. Об этом свидетельствуют хотя бы масштабы этнических чисток, отмечает сотрудница нью-йоркского Совета по международным отношениям Рэчел Бронсон. «По числу внутренних перемещенных лиц (то есть людей, изгнанных из привычных мест обитания и насильственно перевезенных в другие регионы страны) Ирак стоит на одном из первых мест в мире, - говорит она. - Чистки там ведутся с намеренной жестокостью. Вспомним хотя бы газовые атаки против курдов и карательные акции против шиитов. На севере Ирака было разрушено около четырех тысяч курдских населенных пунктов».

«Результат не заставил себя ждать, - продолжает заведующий отделом по изучению конфликтов в том же совете Артур Хелтон. - Иракские граждане превратились в самую многочисленную категорию лиц, обращающихся за получением политического убежища в Европе. Растет и число прошений на въезд в Америку. Беженцы рисуют страшные картины происходящего в стране».

После 11 сентября 2001 года действия Саддама нередко сравнивают с акциями Усамы бин Ладена. Но профессор Давиша считает, что такое сравнение некорректно. «Разница в том, - говорит он, - что бин Ладен совершает акты насилия против чужих - американцев, европейцев, христиан. Своих он не трогает».

Иракские оппозиционеры не видят альтернативы насильственному свержению режима Саддама Хусейна: иных способов отстранения его от власти нет, считают они.

XS
SM
MD
LG