Линки доступности

Обзор печати от 2 декабря 2002 г. - 2002-12-02


Опасная цель для «Аль-Кайды. Через 11 лет после того, как Соединенные Штаты приступили к программе помощи бывшему Советскому Союзу в ликвидации арсеналов оружия массового поражения и обеспечении безопасного хранения остающейся части этих арсеналов, и через 14 месяцев после того, как президент Буш поставил во главу угла американской политики -- не допустить террористов к овладению таким оружием, многие хранилища смертоносного оружия в России остаются незащищенными. Об этом пишет в газете «Лос-Анджелес таймс» Сонни Эфрон.

Автор статьи отмечает, что весной этого года в Вашингтон приезжал Михаил Горбачев с целью убедить президента Буша и советника по национальной безопасности Кондолизу Райс действовать быстрее, пока оружием массового поражения не завладели террористы. Эта проблема привела к расколу среди конгрессменов-республиканцев. Сенатор Лугар, один из инициаторов программы, на последних слушаниях в Сенате даже назвал поименно некоторых своих коллег, которых он обвинил в торпедировании действий по нераспространению ядерного оружия. Автор статьи считает, что совместная американо-российская комиссия по сокращению ядерной угрозы имеет на своем счету большие достижения. Уничтожено шесть тысяч боеголовок, 400 ракетных пусковых шахт и 1400 ракет. На ее счету также ликвидация оружейного урана, обеспечение безопасности ядерных материалов, переориентация бывших советских ученых, занятых в сфере создания ядерного, химического и биологического оружия, на мирные исследовательские проекты.

«В мае президенты Буш и Путин согласились объединить усилия, чтобы не допустить распространения такого оружия, - пишет журналист. - Но на практике российская секретность и американские законодательные ограничения, а также идеологические пережитки холодной войны продолжают осложнять положение». В подтверждение этой мысли Сонни Эфрон приводит ряд примеров, особое внимание уделяя огромному складу химического оружия в поселке Щучье, где ржавеют много лет тысячи портативных контейнеров со смертоносным нервнопаралитическим газом. Это - «отличная цель для «Аль-Кайды», по замечанию Пола Уокера, бывшего сотрудника Конгресса, ныне работающего в американском отделении Всемирного фонда по разоружению и охране среды обитания, основанного Горбачевым.

Нужны ли чеченцам ядерные арсеналы. В газете «Бостон глоб» опубликована статья ее московского корреспондента Дейвида Филипова, который анализирует противоречивые сообщения прессы о том, что чеченские террористы владеют или активно стремятся овладеть ядерным оружием и ядерными материалами. Как отмечает журналист, на интернетовском сайте чеченских боевиков сообщение британской газеты о том, что чеченцы выкрали оружейный уран из реактора на юге России, решительно опровергалось и квалифицировалось, как попытка оклеветать чеченский народ. В то же время командование российской армии также отвергает наличие у чеченцев ядерного оружия, называя такие сообщения попыткой ЦРУ дискредитировать командование российских ядерных сил.

Автор статьи приводит слова Мэтью Банна, исследователя из Гарвардского университета, который утверждает, что отделить правду от лжи в сообщениях на эту тему, очень трудно из-за того, что российские власти имеют тенденцию приписывать чеченцам все и всяческие формы злодейства.

Российская солдатчина. «Если россияне забыли о том, что их армия нуждается в глубокой реформе, -- пишет Анна Бэдхен в «Сан-Франциско кроникл», -- то об этом напомнил инцидент на границе с Грузией, где в прошлую пятницу солдат Денис Соловьев, видимо накачавшись наркотиками, открыл огонь из автомата Калашникова по палатке своих товарищей, убив восемь из одиннадцати человек». Корреспондентка рассказывает о том, что аналогичные случаи происходят в армии регулярно. Массовый характер приняло дезертирство. Даже министр обороны Сергей Иванов признает, что уровень готовности ядерных сил отразить агрессию против России минимален.

Основная причина этих и многих других фактов -- дедовщина. О ней все знают, но избавиться от нее невозможно, не проведя глубокой военной реформы, то есть замены армии, основанной на обязательной воинской повинности, на меньшую, но более эффективную профессиональную армию.

Автор статьи напоминает, что президент Ельцин обещал провести реформу к 2000 году, но потерпел неудачу. Столь же неудачны попытки президента Путина. Причину журналистка видит в сопротивлении со стороны генералитета. Верхний слой армии не хочет отказаться от военной структуры советского времени. В армии сейчас числится около двух тысяч генералов. По оценкам экспертов их число может быть снижено, как минимум, вдвое. То же самое относится к высшему офицерскому составу. В то же время, по данным самих военных, из армии ежегодно дезертирует около пяти тысяч новобранцев - в основном из-за дедовщины. Комитет солдатских матерей называет другую цифру: сорок тысяч дезертиров в год. Об этом говорится в статье Анны Бэдхен, опубликованной в газете «Сан-Франциско кроникл». Обзор подготовил Семен Резник

XS
SM
MD
LG