Линки доступности

Признания американского хирурга - 2002-11-27


В Соединенных Штатах медицина - профессия очень престижная, от врача здесь ждут чуда. Поэтому большинство американцев считают, что врач не может ошибаться, что он справится с любым трудным случаем. Однако даже сами доктора считают это представление ошибочным.

Ошибкам в медицинской практике посвящена книга Атула Гаванди: (Atul Gawande) «Записки хирурга о несовершенстве науки». Гаванди написал ее во время обучения в хирургической ординатуре. Это был последний этап его подготовки к работе хирурга. В своей книге он попытаться дать ответы на вопросы, которые не освещаются в медицинских учебниках. По его мнению, те же самые вопросы часто задают сами пациенты, и своей книге он отвечает на них с позиции врача:

«Ежедневно хирургам приходится иметь дело с неопределенностью: я имею в виду отсутствия полных сведений о состоянии пациента, которого им предстоит оперировать, и исчерпывающих научных данных о его заболевании, - говорит автор книги. - Даже самые лучшие хирурги, которых мне довелось знать, понимают, что они несовершенны, и, производя операцию, они в какой-то степени рискуют. Но польза, которую операция может принести пациенту, даже несмотря на возможность возникновения тяжелых осложнений, превосходит этот риск».

В своей книге Атул Гаванди отмечает, что мастерство хирурга зависит не столько от его таланта и хороших рук, сколько от продолжительности практики проведения данной операции на пациентах с учетом того, что хирургу необходимо постоянно учиться новому. Автор книги вспоминает, что его отец, который тоже был хирургом, рассказывал ему, что примерно 75 % операций, которые ему приходилось делать, он не изучал в процессе подготовки к работе хирурга. В современной медицине все время появляются новые методы и технологии, которые хирург обязан освоить: «Дилемма в том, что хирурги хотят добиться совершенства и делать новые операции, но для этого необходимо много практиковаться. Однако для этого практически нет возможностей. Врачи прекрасно это понимают».

По словам доктора Гаванди, сам он неоднократно совершал ошибки, но это помогло ему многому научиться. Он с горечью замечает, что, к сожалению, некоторым пациентам пришлось дорого заплатить за это и приводит такой пример:

«Если я выписываю тысячу рецептов, я уверен, что могу поставить запятую не в том месте, и больной получит неправильную дозу лекарства. Бывает, что фармацевт не разберет мой почерк, и сам ошибочно домыслит название препарата, в результате чего пациент получит не то лекарство. Правда в последние годы мы нашли способ устранить подобные ошибки - теперь рецепты выписывают на компьютере. Но медицинские ошибки делаются всегда».

Одна из глав книги Атула Гаванди посвящена симптомам, возникшим по непонятным причинам, которые не поддаются лечению. Причем речь идет не о каких-то редких болезнях, а о привычных недугах, таких как тошнота или боли в спине.

«Существуют представления, что современная медицина способна устранить большинство симптомов, продолжает автор книги. - Но фактически существует множество болезней, которых врачи не понимают. Например, простуда. Мы даже точно не знаем, как она передается от одного человека другому. Нередко мы не понимаем, почему возникают боли в пояснице. Пациенту делают рентген, и при выявлении патологии, его оперируют. Но у скольких людей с хроническими болями не обнаруживается никаких отклонений, и, при отсутствии повреждений и травмы, неясно, что лучше - прооперировать их или обойтись неинвазивными лечебными процедурами. Боль генерируется в мозге, процесс ее возникновения запрограммирован, но подчас программа дает сбои. Медики уже давно пытаются понять, каким образом можно их устранять».

Как свидетельствует Атул Гаванди, подчас доктора руководствуются в своей практике результатами анализов и обследований с применением новейших технологий, но при постановке диагноза и выборе метода лечения не менее важный фактор - хорошая врачебная интуиция.

«Например, в книге я рассказал о пациентке с краснотой на ноге. Врач отделения скорой помощи решил, что у нее кожная инфекция, которая хорошо поддается лечению антибиотиками. Он попросил меня проконсультировать эту больную, и когда я увидел ее, у меня екнуло сердце. Моя интуиция подсказала мне, что это редкая инфекция, вызванная так называемой супербактерией - устойчивой к антибиотикам, которая разрушает ткани. Быстро распространяясь по всему организму, супербактерии могут в течение нескольких часов вызвать летальный исход. Единственным способом подтверждения моего предположения была немедленная операция. Я лишь однажды видел аналогичный случай, и сразу вспомнив его, принял решение о немедленной операции. Моя интуиция не подвела, инфекция была вызвана супербактерией, и то, что пациентка была сразу же взята на операционный стол, избавило ее от ампутации ноги».

В книге «Осложнения: записки хирурга о несовершенстве науки» доктор Гаванди пишет, что после этого случая он понял, что в работе врача главное не данные, полученные в результате применения различных технологий, а глубокие знания медицины и интуиция, основанная на большом опыте работы.

XS
SM
MD
LG