«Александр Целяков покоряет аудиторию и критиков по всему миру блестящими выступлениями. Его мастерство владения инструментом легендарно. В духе традиций великих пианистов России». - Jerusalem Post.
«Музыкальный вкус и талант Целякова сформировался в стране, где он родился». - Washington Post.
«То, что Александр Целяков делает за роялем, вызывает восхищение в любом концертном зале так же, как в свое время легендарный пианист Владимир Горовиц». - Winnipeg Press, Сanada.
Вот несколько высказываний музыкальных критиков стран, где выступал русский пианист Александр Целяков.
Я присутствовал на концерте Александра Целякова в Вашингтоне и присоединяюсь к этим высказываниям.
Программа концерта включала произведения русских композиторов - Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Стравинского - и американского композитора Александра Розенблата «Вариации на тему Паганини», посвященную Целякову.
В ходе нашей беседы с музыкантом я узнал, что он родился в Баку в музыкальной семье. Занимался в специальной школе одаренных детей у педагога Нелли Игиазаровой, которая подготовила его к поступлению в Московскую консерваторию, где он занимался у Льва Николаевича Наумова - ученика легендарного Генриха Нейгауза.
Александр Целяков очень тепло отзывается о своем учителе: «Я совершенно был очарован его замечательным уровнем педагогики, и как музыканта. Это были очень волнительные уроки для меня. Он воспитал замечательных музыкантов, таких, как Гаврилов, Виардо, Петрушанский, который довольно хорошо известен в мире и в Европе. Потом я поступил в класс ассиcтуры-стажировки Сергея Леонидовича Доренского, тоже замечательного музыканта, и уже под его руководством я стал лауреатом конкурса Чайковского.
Люсьен Фикс: В каком году?
А.Ц.: Конкурс Чайковского был в 1986 году... это, по-моему, девятый или восьмой, я уже не помню точно. В 1983 году я стал лауреатом конкурса в Токио. А потом я работал в Минске, в консерватории, преподавал и был солистом филармонии. Потом мы эмигрировали. Я выехал в Израиль в 1991 году, как раз перед распадом СССР. Я провел в Израиле три года, очень насыщенных в творческом отношении. Много выступал и за рубежом, был приглашен Ицхаком Рабином играть в его резиденцию, и встретился там с замечательными людьми. У меня остались прекрасные воспоминания об Израиле, у меня много друзей там осталось, и я поддерживаю с ними постоянный контакт.
Л.Ф.: Почему вы решили уехать из Израиля?
А.Ц.: Это маленькая замечательная страна, но с очень большими проблемами. Их пытаются все еще решить, но пока не видно этому конца…
Л.Ф.: И вы видели свое будущее на Западе?
А.Ц.: Я не видел своего будущего в Израиле, потому что не было достаточно много концертов.
Л.Ф.: Уровень не тот?
А.Ц.: Нет, уровень хороший, но, конечно, лучше находиться где-то в Америке или в Европе, где есть возможность постоянных гастролей, больше творческих моментов, больше творческого контакта.
Л.Ф.: Как вам удалось уехать на Запад? Насколько мне известно, уехать из Израиля исключительно сложно...
А.Ц.: Наши родственники выехали из России сразу в Канаду. И они нам обрисовали эту страну с очень хорошей стороны. Мы уже живем здесь почти 10 лет, с 1994 года. Мы очень довольны и счастливы. И мы как-то решили соединиться с нашими родственниками. Здесь достаточно простора и для концертной деятельности, и территориального простора.
Л.Ф.: А теперь расскажите о ваших достижениях уже на Западе.
А.Ц.: Я стал активно гастролировать после того, как выехал в Израиль. Я часто приезжал в Россию, у меня были концерты в большом зале Ленинградской филармонии. На пути в Скандинавию я всегда заезжал в Ленинград, и я всегда вспоминаю эти концерты с большой теплотой. Я видел, конечно, очень большие изменения, которые происходят в России.
На Западе важно, какие ты награды завоевал, но также важна твоя активность как музыканта. Здесь важны концерты: с кем ты играешь, в каких залах играешь... И, конечно, мы направили нашу энергию на концертную деятельность, игру в престижных залах. Я выступал в Вигмар-холле, недавно у меня был концерт в Лондоне, в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Сейчас я еду в Роттердам, у меня концерт там и в Амстердаме. Я играл в Париже. Я записал четыре диска, три сольных диска и один фортепьянный дуэт.
Очень много езжу не только с концертами. Даю мастер-классы в университетах, то есть продолжаю работать как педагог - то, что я люблю делать и делаю с удовольствием. Участвую в конкурсах как член жюри. Недавно я был в Сан-Хосе на первом международном конкурсе русской музыки. Я встретился с моим коллегой Владимиром Виардо, очень известным музыкантом. Мы там провели очень насыщенное, плодотворное время. То есть очень много интересных творческих контактов.