Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 32 - 2002-11-24


Записи, звучащие в программе:

“Ad Lib Blues”. Лестер Янг
“Stardust”. Хоги Кармайкл, Митчел Пэриш
“It Takes Two to Tango”. Ал Хоффман, Дик Мэннинг

Сегодня я предлагаю вашему вниманию архивную запись, вернувшуюся к любителям джаза в компактной версии благодаря инженеру студии «Полиграмм» Деннису Дрэйку.

Запись эта уникальна во многих отношениях. Она запечатлела выступление легендарного тенор-саксофониста Лестера Янга с трио не менее легендарного Оскара Питерсона полвека назад, двадцать восьмого ноября 1952 года в знаменитом нью-йоркском клубе “Birdland”

Назову музыкантов, участвовавших в записи: Барни Кессел - гитара; Рэй Браун - бас; Джей Си Херд - ударные. За фортепьяно – Оскар Питерсон. И Лестер Янг - тенор саксофон. Продюсер оригинальной записи, вышедшей в 59 году - мне опять придется прибегнуть к этому определению - легендарный Норман Грантц.

Сохранилось свидетельство одного из самых поэтичных джазовых пианистов нашего времени, Томми Флэнагана о совершенно уникальной подробности вечера. Вот его слова: «Ни один зрительский опыт в моей жизни не может сравниться с тем, что мне довелось пережить в этот вечер в «Бердлэнде»: я услышал поющего Лестера Янга. Это было совершенно поразительно»!

Однажды Лестер Янг, известный парадоксальностью своих суждений и экстравагантностью поведения, когда его спросили: что бы он посоветовал джазовым вокалистам, отвечал: «Прежде чем начать петь - выучить слова». В данном случае, когда он сам оказался в роли вокалиста, Лестер продемонстрировал тончайший артистизм и музыкальность, позволяющие без колебания поставить его в один ряд с вокалистами, которыми он всю жизнь так восхищался. При этом, как бы вразрез с собственным и, на первый взгляд, вполне банальным советом, он, продолжая традицию Армстронга и Элдриджа, часть слов заменяет скатом, часть - явно пребывая в состоянии творческого подъема, блистательно импровизирует.

А вслед за этим мы становимся свидетелями еще одного витка творческого взлета, подобно тому, как Лэди Дэй - гениальная Билли Холидэй, которой Лестер Янг аккомпанировал, вдохновляла его на неожиданные и блистательные импровизации, Лестер вдохновляется собственным вокальным импровизом и отвечает импровизационным взлетом своего тенор-саксофона.

Диск, о котором идет речь, называется «Президент играет с Оскаром Питерсоном и его трио». «Президент» - прозвище Янга, авторство которого принадлежит Билли Холидэй. Существует расхожее мнение, что в наши дни каждый тенор-саксофонист, как бы свежи и оригинальны ни были его музыкальные идеи, с неизбежностью хоть в чем-то повторит Лестера Янга. Можно сформулировать это и так: любая, даже самая не избитая, самая смелая идея, выраженная на языке тенор-саксофона, наверняка уже однажды прозвучала в исполнении Лестера Янга. Иными словами, все сделанное им, по-прежнему звучит современно, по-прежнему без раздумий может быть отнесено к разряду музыкальных явлений, над которыми время не властно.

Выступление, запечатленное на диске «Президент играет с трио Оскара Питерсона», лишний раз объясняет, почему сроки этого президента оказались неограниченными никакими регламентами и правилами.

XS
SM
MD
LG