Линки доступности

Каким быть новому ведомству - 2002-11-22


Президент Буш наконец-то получил от Конгресса «добро» на создание нового министерства внутренней безопасности. Теперь администрации предстоит титаническая работа по интеграции двадцати двух федеральных ведомств в одну суперструктуру.

Цель выглядит достаточно просто. После террористических нападений 11 сентября 2001 года возникла необходимость объединить службы, занятые обеспечением безопасности территории страны, под одной крышей. И вот ведомство, призванное уберечь Америку от новых атак и централизовать усилия на случай чрезвычайных ситуаций, стало реальностью.

Министерство внутренней безопасности (сокращенно МВБ), по всей видимости, возглавит нынешний глава этой службы (пока не имеющей штата и бюджета) Том Ридж. Вот как видится ему будущая деятельность: «Наши сотрудники будут работать в аэропортах и на границе, в исследовательских лабораториях и паспортных отделах. Мы уверены, что, получив возможность координировать свои действия, мы сможем существенно повысить безопасность нашей страны».

Многие эксперты, однако, считают, что интеграция 22 государственных ведомств, в которых числится свыше 170 тысяч работников, займет долгие годы, причем результатом станет не улучшение, а ухудшение безопасности.

«В частном секторе слияние даже двух компаний представляет собой процесс чрезвычайной сложности. Недаром 70% процентов слияний частных фирм заканчиваются провалом, - напоминает Иво Даалдер, бывший сотрудник Совета национальной безопасности в администрации Клинтона, а ныне - аналитик по проблемам безопасности вашингтонского Института Брукингса. - А тут предстоит слить не две, а двадцать две государственные структуры с различными базами данных, различными компьютерными системами и различными кадровыми системами. Но главное, что у каждой из них - свои приоритеты, и в них зачастую не входят проблемы внутренней безопасности».

Особо чреват неизбежными проблемами переходный период, продолжает Даалдер: «В краткосрочном плане Америка парадоксальным образом окажется более уязвимой, чем сейчас. Вряд ли гигантская неповоротливая бюрократия сумеет сконцентрироваться на программах контртеррорзима и отражения угрозы. Скорей она будет занята притиркой звеньев и налаживанием работы своего громоздкого аппарата».

Помимо защиты государственных границ, портов и инфраструктуры, новый департамент будет отвечать за анализ разведданных: где, когда и каким образом замышляют нанести удар террористы. ЦРУ и ФБР по-прежнему будут заниматься сбором информации за рубежом и внутри страны, но анализировать сведения и выдавать рекомендации на их основе будет новое министерство внутренней безопасности.

Это представляется Иво Даалдеру значительным шагом в нужном направлении. «То, что весь массив информации, связанной с угрозами террора Соединенным Штатам, будет стекаться в одно место, - огромное достижение, - считает он. - До сих пор, как мы знаем, все беды проистекали не из-за отсутствия разведданных (они-то как раз были), а из-за невозможности «соединить все точки», то есть получить цельную картину. Теперь, надо надеяться, все нити будут сходиться в одном месте».

Учреждение министерства внутренней безопасности будет связано с крупнейшей реорганизацией государственного аппарата со времени создания министерства обороны в 1947 году.

XS
SM
MD
LG