Линки доступности

Дискуссия о Чечне - 2002-11-18


В Санкт-Петербурге, в музее Анны Ахматовой, состоялось заседание круглого стола на тему «Россия и Чечня: поиски выхода». В заседании приняли участие известные российские политики, общественные деятели и представители культуры.

«Когда я шел сюда, думал, что встречу здесь от силы человек семь. Поэтому я рад, что ошибся. Очень приятно, что для обсуждения такой важной темы здесь собрался полный зал». Этими словами начал свое выступление на заседании круглого стола по теме «Россия и Чечня: поиски выхода» депутат Государственной Думы Юлий Рыбаков. Еще в период первой чеченской войны он неоднократно приезжал в районы боевых действий с гуманитарными акциями и даже предлагал себя в заложники во время событий в Буденновске. Пытался оказать посильную помощь Юлий Рыбаков и во время осады театрального зала в Москве.

Памятуя о том, что после штурма на Дубровке российский парламент принял поправки к «Закону о средствах массовой информации», Юлий Рыбаков невесело пошутил: «Вот и наше собрание здесь теперь можно считать не совсем законным». Возможно, опасаясь санкций со стороны властей, на разосланные приглашения откликнулось очень мало представителей прессы. Однако, участники дискуссии (а их в большом зале музея Анны Ахматовой собралось более 200 человек), высказывались абсолютно свободно.

Поводом для дискуссии стала публикация в 10 и 11 номерах петербургского журнала «Звезда» материалов, посвященных урегулированию ситуации на Северном Кавказе. Соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин представил присутствующим точку зрения чеченского публициста Хож-Ахмеда Нухаева, который сперва был начальником внешней разведки у Дудаева, а затем - вице-премьером в правительстве Масхадова. Сейчас Нухаев живет в Азербайджане и возглавляет институт «Закрытое общество».

В своих публицистических работах Хож-Ахмед Нухаев, который считает, что у России и Чечни гораздо больше общего, чем спорных вопросов, предлагает для заключения мира формулу «победа-победа», то есть достижение таких договоренностей, при которых ни одна сторона не считала бы себя проигравшей. Основой для единения нынешних противников чеченский публицист считает построение в Чечне и России общества по патриархальному принципу, в противовес западной модели прогресса и прав человека.

Впрочем, выяснилось, что из тех, кто пришел на дискуссию в музей Анны Ахматовой, с трудами Хож-Ахмеда Нухаева почти никто не знаком. Поэтому выступающие поделились на две группы. Представители первой были убеждены, что для установления мира на Северном Кавказе следует безотлагательно вывести все российские войска из Чечни.

Учитель истории и бывший политзаключенный Александр Скоблов, сославшись на документы, принятые генеральной ассамблеей ООН в 1960 году и подписанные Советским Союзом, сказал: «Если мы последовательно отрицаем право наций на самоопределение, то мы признаем право государства на геноцид». Кстати, Александр Скоблов является одним из самых активных участников антивоенных пикетов, которые проводятся каждое воскресенье с половины второго пополудни на углу Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы.

Сопредседатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова, принимавшая участие в конгрессе чеченского народа в Копенгагене, привела такие данные: за время войны в Чечне погибло 47 тысяч детей. Еще одна участница конгресса в датской столице Елена Виленская заметила, что война сделала из чеченцев дипломатов. По ее словам, в Копенгагене не звучало требований немедленного предоставления Чечне суверенитета, а лишь заявления о необходимости прекращения военных действий и прежде всего - так называемых «зачисток». По мнению Елены Виленской, в настоящее время происходит болезненный распад российской империи и медленный выход из тоталитарного рабства, как чеченцев, так и других народов, населяющих Россию.

В то же время звучали и другие высказывания. Публицист, писатель и журналист Борис Иванов, в годы Советской власти издававший неофициальный альманах «Часы», напомнил, что еще до ввода российских войск в Чечню, территорию этой республики покинуло более 300 тысяч человек, которым при попытке их обустройства в других частях России никто не оказывал никакой помощи. Сопредседатель петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» Вячеслав Долинин отметил, что после заключения хасавюртовских соглашений, из Чечни уехало большое количество чеченской интеллигенции. «Сейчас на территории республики находится примерно три с половиной тысячи пленных, и долг российских властей - сделать все для вызволения этих людей», - добавил Вячеслав Долинин. Основой для заключения мира на Кавказе, по мнению сопредседателя петербургского «Мемориала», может стать взаимодействие российских и чеченских общественных правозащитных организаций.

Подводя итог дискуссии, Яков Гордин, являющийся автором исторического исследования «Кавказ: земля и кровь, подчеркнул: «Сохраняя кадыровскую администрацию, выполняющую некие административно-хозяйственные функции, следует вести кропотливую работу по расширению опоры власти. Нужно… выяснять интересы самых различных групп, с которыми можно было бы иметь дело на платформе замирения Чечни, прекращения любого насилия. Только это может оказаться действительно перспективным, привести к ощутимому результату и позволить реально вывести армию из Чечни».

XS
SM
MD
LG