Линки доступности

Новости Голливуда - 2002-11-09


Помню, как в мои юные годы я зачитывался романом Грэма Грина «Тихий американец» - одним из немногих произведений современной западной литературы, переведенным на русский язык в разгар «холодной войны». Конечно, советские пропагандисты усмотрели в нем «антиимпериалистическое содержание», но для нас, запертых за «железным занавесом», книга была увлекательным путешествием в экзотический мир, полный приключений, мистики Востока, мужественных мужчин и загадочных женщин.

Честно скажу, что когда я смотрел новый фильм «Тихий американец» (The Quiet American) по роману Грина, никаких сравнений с оригиналом не возникало: слишком уж давно была прочитана книга. Да и вообще не очень плодотворно сравнивать два произведения, принадлежащих к разным видам искусства.

Поэтому давайте взглянем на фильм австралийского режиссера Филлипа Нойса («Мертвый штиль») как на самостоятельное художественное, а в чем-то и политическое заявление.

Картина (сценарий Роберта Шенккана и Кристофера Хэмптона) переносит нас во Вьетнам. Действие происходит в 1952 году в разгар французской индокитайской войны. Корреспондент лондонской газеты «Таймс»Томас Фаулер (Майкл Кейн), освещающий конфликт, пустил в Сайгоне довольно глубокие корни, сроднился с этой беспокойной страной. Фаулер не спешит возвращаться в Лондон к оставшейся там жене. У него в Сайгоне просторная квартира, обширные связи и, что очень важно для понимания интриги фильма, молодая и красивая вьетнамская любовница Фуонг (Хай Йен).

Фаулер в уличном кафе знакомится с молодым американцем Олденом Пайлом (Брендан Фрейзер). Тот представляется работником организации по гуманитарной помощи населению. Поначалу мы воспринимаем Пайла как наивного идеалиста, выбравшего нелегкую, но благородную миссию. Поэтому его открытое увлечение Фуонг кажется нам не более чем проявлением юношеской наивности и зовом природы.

Возникший между Пайлом, весьма немолодым Фаулером и совсем юной Фуонг любовный треугольник поначалу движет сюжет фильма. Но очень скоро мы начинаем понимать, что в этой картине - как и в той жизни, что авторы так детально реконструировали - все далеко не обязательно так, как это поначалу кажется. И герои не обязательно те, за кого мы их поначалу принимаем.

История «любви на троих» начинает на глазах осложняться не столько соперничеством двух мужчин за одну женщину, сколько вторжением политики в жизнь людей, втянутых в исторический водоворот. Фильм - не просто мистерия с убийством, но и попытка заглянуть в историю американской вовлеченности во вьетнамский конфликт.

Конечно, наши реакции на этот аспект фильма в какой-то мере предопределены тем, что в отличие от писателя Грина мы, вместе с авторами, знаем, что было дальше. И в соответствии со своими политическими взглядами и пристрастиями по-разному реагируем на политическое послание фильма.

Если для выходцев из тоталитарных стран американская идея сдерживания коммунизма на дальних подступах может показаться вполне достойной, а Олден Пайл - героем и жертвой, то кому-то фильм даст повод для того, чтобы считать его антиамериканским. При желании это в картине можно увидеть. Но для крупных политических обобщений «Тихий американец» не подходит. В первую очередь потому, что фильм отнюдь не эпичный, а довольно камерный. Он не рисует историческое полотно, а скорее миниатюру.

Говоря о художественном письме, хочется сказать, что в рассказе об экзотическом Востоке хотелось бы большей визуальной изысканности (оператор Крис Дойл), загадочности, изощренного движения камеры (как, например, в индокитайском фильме французского режиссера Жан-Жака Анно «Любовник»).

Некоторая заземленность режиссуры и операторской работы в большой степени компенсируется очень добротной актерской игрой. Однако, должен сказать, что даже сэр Майкл Кейн в роли Фаулера не поднимается до вершин своей долгой карьеры в кино.

Брендон Фрейзер вполне адекватен в роли «тихого американца», но после просмотра фильма не возникает особого желания поразмышлять над этим образом - как, впрочем, и над другими аспектами картины. Она смотрится с интересом, благодаря тому, что мы не очень много знаем об этом периоде истории, но интерес этот не захватывающий.

XS
SM
MD
LG