Линки доступности

Предстоящий съезд компартии Китая - 2002-11-07


На 16 съезде компартии Китая, открывающемся этой неделе, председатель КНР Цзян Цзэминь, как ожидают, уйдет с поста главы Коммунистической партии. Однако, недавние назначения на высокие посты в китайском руководстве указывают на то, что Цзян Цзэминь сохранит свою власть, которую будет осуществлять из-за кулис.

Предполагалось, что на очередном съезде (они проводятся каждые пять лет) произойдет кардинальная, но мирная передача власти от нынешних одряхлевших руководителей в руки молодого поколения. Но большинство аналитиков считает теперь, что в ближайшие несколько лет значительных перемен в китайском руководстве не будет. Исследователи и журналисты ожидали, что критически важный съезд состоится в сентябре. Но он был отложен на фоне слухов о раздорах в рядах партийной элиты. Говорят, что председатель КНР Цзян Цзэминь пытался игнорировать принятый план передачи власти и остаться на посту главы компартии, но столкнулся с сильной оппозицией. Открытие съезда было перенесено на 8 ноября. Как полагают специалисты по Китаю, к концу съезда Цзян Цзэминь, по-видимому, объявит об уходе с поста генерального секретаря. Ожидается, что вице-председатель КНР Ху Цзиньтао сменит Цзян Цзэминя на этом посту, а в марте будущего года - и на посту председателя КНР.

Тем не менее большинство экспертов полагает, что, несмотря на официальную отставку, Цзян Цзэминь сохранит на ближайшие годы сильное политическое влияние. Фрэд Тайвес, эксперт по китайской политике в Университете Сиднея, считает, что он многое сможет сделать в качестве главы вооруженных сил КНР: «Пока не ясно, откажется ли Цзян Цзэминь от поста главы Центральной военной комиссии. Письменного документа, подтверждающего, что он должен уйти, нет, но, с другой стороны, ему уже за 70, когда отставка вполне естественна».

Сохранив за собой пост председателя военной комиссии, семидесятишестилетний Цзян Цзэминь, как полагают наблюдатели, сможет обеспечить преемственность внешней и оборонной политики страны, включая отношения с Тайванем и Соединенными Штатами. По мнению Эвана Медейроса, аналитика корпорации «Рэнд» в Вашингтоне, Цзян Цзэминь, возможно, предпринял ряд других шагов, чтобы обеспечить продолжение своего влияния на самом высоком уровне, сохранив за собой право выдвигать новых лидеров: «Попытки Цзян Цзэминя продвинуть на ответственные посты своих ключевых союзников соответствуют давней политической традиции в Китае, когда лидер, даже официально покинув свой пост, на протяжении многих лет продолжает влиять на подбор кадров и, тем самым, двигать страну в том направлении, которое отвечает его убеждениям».

Бывшие верховные лидеры Дэн Сяопин и Мао Цзедун продолжали до самой своей смерти - и даже после нее - оказывать огромное влияние на политику страны. Хотя Цзян Цзэминь не обладает таким имиджем, как его революционные предшественники, он, тем не менее, пытался создать себе подобие культа личности при помощи своей теории, согласно которой Коммунистическая партия должна принимать в свои ряды богатых деловых людей. Ожидается, что на предстоящем съезде это положение будет внесено в партийную конституцию. Некоторые аналитики понимают это, как попытку идеологически оправдать переход коммунистической страны к практике свободного рынка при сохранении революционных принципов. Кроме того, эта теория направлена на поддержание легитимности Коммунистической партии и ее монополии на власть.

Аналитики считают, что Цзян Цзэминю удалось подготовить включение некоторых своих протеже в высший орган партийной власти - Постоянный комитет Политбюро КПК, состоящий из семи членов.

Примечательно, что главный союзник Цзян Цзэминя, Цзэн Цинхун, возглавлявший организационный отдел партии, был переведен на некую, не названную пока должность в центральном руководстве. Многие обозреватели ожидают, что на партийном съезде он будет введен в состав Постоянного комитета Политбюро. Другие протеже Цзян Цзэминя также продвинулись, заняв должности руководителей партийных организаций в Шанхае и Пекине, а также пост главы всекитайского отдела пропаганды.

Жан-Пьер Кабестан, глава Французского исследовательского центра в Гонконге, предполагает, что, по меньшей мере, в краткосрочном плане союзники Цзян Цзэминя в вопросах формирования политики будут располагать превалирующим голосом: «Что касается состава Постоянного комитета Политбюро, совершенно очевидно, что не менее четырех из семи членов комитета будут поддерживать Цзян Цзэминя, или же он будет продолжать оказывать влияние через них».

Все эти высокие назначения означают, что хотя вице-председатель Ху Цзиньтао номинально будет находиться у кормила власти, на практике эта власть может оказаться весьма скромной. По словам Кабестана, Ху Цзиньтао будет нелегко что-либо предпринять самостоятельно - без консультаций с Цзян Цзэминем, который обеспечит ему поддержку всех семи членов Постоянного комитета: «Думаю, что Ху Цзиньтао не раскроет своих карт, пока Цзян Цзэминь будет оставаться влиятельной фигурой. Только укрепив свои позиции, он сможет начать проведение каких-либо реформ».

Итак, хотя 16 партийный съезд усиленно преподносится, как знаменующий мирные перемены в руководстве коммунистическим Китаем, Жан Пьер Кабестан и другие аналитики считают, что реальные политические перемены скорее всего будут отложены. Не исключено, что они произойдут на 17 съезде партии в 2007 году.

XS
SM
MD
LG