Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 28 - 2002-10-28


Записи, звучащие в программе:

“Morning after celebration”. Теренс Бланчард
“Divine Order”. Теренс Бланчард
“Lady sings the blues”. Билли Холлидэй
Теренс Бланчард - труба; Брюс Барб - фортепьяно; Трой Дэвис - ударные; Крис Томас - бас

Сегодня нам предстоит знакомство с одним из лучших трубачей молодого поколения американских джазистов Теренсом Бланчардом. Мы начнем с одной из его композиций, посвященных знаменитым новоорлеанским похоронным процессиям. Как и известно, джазовые оркестры, непременная часть похоронных ритуалов, на обратном пути с кладбища домой играют музыку откровенно веселую. Это - дань жизни, праздник жизни, который продолжается несмотря ни на что.

Из диска новоорлеанского трубача Теренса Бланчарда “Romantic Defiance”

Бланчард обратил на себя внимание уже в шестнадцать, когда она начал заниматься в новоорлеанском Центре искусств NOCCA под началом Элиса Марсалиса, воспитавшего целую плеяду замечательных музыкантов, которые почитают его как духовника, наставника и отца. Его так и называют - «папа Марсалис».

Другим наставником Бланчарда был легендарный Лайонел Хэмптон, в оркестре которого он играл на протяжении нескольких лет, уже в бытность свою студентом университета «Ратгерс» под Нью-Йорком.

В 82 году Бланчард и альт-саксофонист Доналд Хэррисон по произвищу «Дак-3» (с ним Бланчард играл в новоорлеанском Центре искусств) заменили братьев Уинтона и Брэдфорда Марсалисов в знаменитом ансамбле Арта Блэйки “Jazz messengers”. В 83 году они записали с «Мессенджерами» свой первый совместный диск “New York Second Line” завоевавший престижную международную награду “Grand Prix du Disc”. В восемьдесят четвертом в свет выходит еще один диск - “New York Scene”, удостоенный премии «Грэмми». В этот альбом вошли композиции их собственного сочинения.

В этом же году Бланчард расстается с «Мессенджерами» и организует собственную группу, о которой вскоре заговорили с уважением и знаменитые музыканты, и рядовые любители джаза, и взыскательные нью-йоркские критики, отдававшие дань не только мастерству Бланчарда, но и его незаурядному композиторскому таланту. Интересно отметить, что первым инструментом Бланчарда было фортепьяно: он начал играть на нем в пять лет. В восемь ему подарили трубу, и хотя играть на ней он научился сравнительно быстро и легко, всерьез к этому инструменту он стал относиться лишь в четырнадцать, когда начал изучать классический европейский репертуар.

«В нашем доме, - рассказывает Бланчард, - звучали пластинки Луи Армстронга, которого обожал мой отец. Я слушал трубу Луи с удовольствием, но понял, какой это замечательный музыкант много позднее, когда начал заниматься у Марсалиса. Джаз, настоящий джаз открыл для меня он».

Бланчарда часто сравнивают с Майлсом Дэвисом, называвшим его самым многообещающим музыкантом своего поколения. Сравнение это не случайно. По признанию Бланчарда, первыми трубачами, которые не просто произвели на него впечатление, но вошли в его плоть и кровь, были Клиффорд Браун и Майлс Дэвис.

Сегодняшнюю встречу с Бланчардом завершает композиция из его диска «Сборник песен Билли Холлидэй». Это признание в любви к несравненной Билли и одновременно - свидетельство редчайшего дара, музыкальности и артистизма самого Бланчарда, который неуклонно и последовательно выполняет обещания, которые услышал в его трубе «черный принц» американского джаза Майлс Дэвис.

XS
SM
MD
LG