Линки доступности

Елена Боннер об освобождении заложников в Москве - 2002-10-28


Мы связались по телефону с известной российской правозащитницей Еленой Георгиевной Боннер, которая в настоящий момент находится в Бостоне. «Как вы оцениваете действия российских властей в ответ захват заложников в Москве?», - спросил Елену Георгиевну наш коллега Владимир Фрумкин.

Елена Боннер:
Когда нам в первый момент сообщили: 67 погибли, остальные освобождены - мы не знали ни о газе, ни о чем на свете. И вот все европейские и американские лидеры поспешили поздравить Путина с блестящей победой. Потом получилось... я скажу может быть нехорошо: «Пили, ели - веселились, подсчитали - прослезились». Мы еще не подсчитали. Но когда была реальная возможность ни одного человека не потерять, при том, что эти ужасные из всех чеченцев, террористов - не террористов, кого угодно... Эта бараевская - я не знаю как их назвать - бандитская группа ужасна, но то что они говорили, нужно делать все равно - нужны мирные переговоры. Я ожидаю от президента моей страны, что у него хватит воли и интеллектуальной смелости отказаться от стереотипа, что с террористами нельзя договариваться, что нельзя выполнять их требования. Я ожидаю, что у него хватит воли преодолеть сопротивление военно-силовой элиты и мафиозно-коррумпированной части своего окружения. И вот, применение газа... и какой газ неизвестно... и как это все было сделано - доказывает только одно: Россия, как и Советский Союз, никогда ни во что не ставила человеческую жизнь, если это не жизнь первого человека государства и его окружения. Все остальное - быдло, как писала Ахматова - «пыль под ногами». Вот это трагедия проявила, по-моему. Это для меня не меньше, чем наши ГУЛАГи и что угодно. Да, мы - это пыль под ногами.

Владимир Фрумкин:
Елена Георгиевна, скажите, пожалуйста, как действует московская трагедия на общественное мнение в России сейчас, сегодня? Приблизит ли она или отдалит политическое решение чеченской проблемы?

Елена Боннер:
Я не знаю, приблизит или отдалит, опять же все зависит в нашей стране от царя-батюшки, от Путина. Отойдет он от банальных представлений или нет, и что такое величие России в его понимании. Боюсь, что Путин станет еще большим заложником военных. И судя по сегодняшнему какому-то приказу, там новый какой-то военный план по мобилизации, еще чего-то... я только что прочла на одном из сайтов. И это очень страшно. А общественное мнение? Я про наше общественное мнение думаю так: у нас есть общественное мнение слушателей радио «Свобода», «Голоса Америки» и других, сформированное еще при советской власти, и есть общественное мнение «что скажет начальник». Но вот я думаю, что при всем при этом, если бы было честное обращение Путина к народу, то общественное мнение очень бы, а может быть и почти сразу, перешло от приветствия войны к приветствию мира.

XS
SM
MD
LG