Линки доступности

Обзор печати от 16 октября 2002 г. - 2002-10-16


Чечня: боевики против «коллаборантов». Московский корреспондент «Вашингтон пост» Шарон Лафраньер прислала репортаж из Урус-Мартана, в котором рассказывается о том, что чеченские боевики терроризируют сотрудников местной промосковской администрации и членов их семей. Во время командировки в этот город американская журналистка встретилась с его мэром Салаватом Гибертаевым. Два года назад боевики в отместку за сотрудничество с российскими властями убили его семнадцатилетнего сына. С тех пор дом урус-мартанского городского головы фактически превратился в осажденную крепость.

«После того, как три года назад российские танки второй раз подряд вошли в Чечню с целью подавить сепаратистское движение, республика корчится в конвульсиях, - пишет автор репортажа. - Около восьмидесяти тысяч российских солдат по-прежнему не могут справиться с несколькими тысячами боевиков, которые мстят чеченцам, сотрудничающим с русскими. Кремль утверждает, что в результате успехов российских войск в Чечне налаживается мирная жизнь. Открываются школы, выращивается урожай, началось составление конституции, возвратились на родину более двенадцати тысяч беженцев. А в разрушенном Грозном, где не осталось почти ни одного неповрежденного здания, даже скоро откроется общественная баня».

«Однако во многих районах Чечни господствует террор, - продолжает автор. - По ночам боевики в масках охотятся за должностными лицами, милиционерами, учителями и другими сотрудниками государственных учреждений. Другой оплачиваемой работы, кроме как в этих учреждениях, в Чечне фактически нет. Российские солдаты защитить их от боевиков не могут: по ночам они сами боятся покидать свои укрепленные бункеры. С помощью этой тактики боевики спровоцировали панику, которая парализует усилия местных властей и держит Чечню на грани хаоса. Даже по далеко не полным официальным российским данным, менее чем за три года боевики убили и ранили восемьдесят четыре сотрудника промосковской администрации. По признаниям нескольких чеченских официальных лиц, промосковская администрация теряет контроль над положением в мятежной республике, который ей с трудом удалось установить в конце прошлого года».

Поправка, отжившая свой век. Издающаяся в городе Милуоки (штат Висконсин) газета «Милуоки джорнэл сентинел» посвятила редакционную статью известной поправке Джексона-Вэника к закону о торговле, принятому в 1974 году. Эта поправка налагает ограничения на торговлю с Россией. Газета называет ее сохранение «анахронизмом».

«Подобно многим другим документам того времени, поправка Джексона-Вэника была продуктом «холодной войны», - пишет газета. Теоретически она была направлена против всех стран, ограничивавших свободу эмиграции. Практически же ее главная цель заключалась в обеспечении свободы эмиграции советских евреев. После распада СССР в России были отменены запретительные меры, которые препятствовали выезду из страны евреев, диссидентов, интеллектуалов и других категорий граждан. Тем не менее поправка Джексона-Вэника продолжает оставаться в силе. И каждые полгода Россию продолжают «проверять» на предмет свободы эмиграции».

«Администрация президента Буша рекомендовала Конгрессу отменить поправку Джексона-Вэника, поскольку Россия «выдержала испытание», - пишет в заключение газета. - В подобной формулировке скрыта определенная снисходительность: как будто США - это некий ментор, обладающий правом судить об успехах абитуриента в науках. Разумеется, Конгрессу следует целиком и полностью отменить эту допотопную поправку, которая представляет собой реликт минувшей эпохи».

Призраки, не желающие исчезать. Сотрудница «Уолл-стрит джорнэл» Клодиа Росетт посвятила свои заметки архитектурно-скульптурному наследию коммунистической эпохи в российской столице. Поводом для заметок послужили недавние призывы столичного мэра Юрия Лужкова к восстановлению памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади, а также планы сноса гостиницы «Москва», построенной в сталинское время.

По мнению автора заметок, российская столица держит сомнительное первенство по части сохранения старых и возведения новых спорных памятников. При расставании с советским прошлым москвичи отказались от многих символов коммунистической эпохи: почетного караула у ленинского мавзолея, названий многих площадей и улиц и даже снесли бронзовый памятник основателю ЧК Феликсу Дзержинскому. В то же время, указывает автор, в Москве еще предостаточно монументов в честь организаторов санкционированного государством массового террора. Еще большую тревогу вызывает оглашенная недавно мэром Москвы Юрием Лужковым идея реабилитации Дзержинского - одного из наиболее одиозных деятелей советского периода российской истории.

«Это плод больного воображения, - пишет автор заметки. - Это все равно как если бы мэр Нью-Йорка предложил воздвигнуть памятник Усаме бин Ладену, а мэр Берлина - установить монумент в честь Йозефа Геббельса».

Упомянув затем о проектах сноса гостинцы «Москва», сооружение которой было одобрена лично Сталиным, Клодиа Росетт замечает: «Стоит ли трудиться и сносить отель, который был построен, чтобы произвести впечатление на заграницу? Если неподалеку от него вновь возвратится на свое прежнее место Феликс Дзержинский, он будет вполне вписываться в прежний антураж».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG