Линки доступности

История санкций ООН против Ирака - 2002-10-12


Продолжающиеся дебаты о том, как осуществлять инспекции ООН в Ираке и как добиться уничтожения запасов оружия массового поражения, накопленных Саддамом Хусейном, не являются чем-то новым. Попытаемся проанализировать более чем десятилетнюю историю этого вопроса, равно как и стереотипы поведения багдадского режима.

Когда в 1990 году Ирак вторгся в соседний Кувейт, Совет Безопасности ООН осудил агрессию и ввёл против Багдада жесткие экономические санкции.

После того, как в 1991 году возглавляемая США международная коалиция изгнала иракцев из Кувейта, Совбез принял резолюцию № 687, которая формально закрепила прекращение боевых действий и учредила специальную комиссию ООН, известную как ЮНСКОМ.

Эта резолюция потребовала, чтобы Ирак уничтожил свои запасы оружия массового поражения и открыл для ооновских инспекций объекты, связанные с исследованиями и производством вооружений. В обмен на полное сотрудничество Ирака ему было обещанo снятие экономических санкций.

С самого начала отношения Багдада с группами инспекторов скорее напоминали катание на «американских горах», резко раскачиваясь от сотрудничества до конфронтации.

В период между 1991 и 1998 годами, когда они вынуждены были покинуть страну, инспектора ООН сумели обнаружить и уничтожить значительную часть арсенала иракского оружия массового поражения, включая тонны химического и биологического оружия, а также более чем 800 ракет типа СКАД по западной классификации.

Бывший военный инспектор Дэвид Олбрайт указывает, что Ирак чинил всевозможные препятствия работе инспекторов. Совет Безопасности ООН принял около десятка резолюций, осуждающих невыполнение Ираком принятых обязательств, напоминает Олбрайт: «Ирак не информировал инспекторов о своих программах. Багдадский режим отказывался предоставлять документы, заявляя, что они были уничтожены в ходе бомбардировок в 1991 году. Инспекторам отказывали в доступе на объекты, не позволяли опрашивать сотрудников, имеющих отношение к программам производства ОМП».

Дэвид Олбрайт, возглавляющий ныне Институт науки и международной безопасности, говорит, что даже когда Ирак соглашался сотрудничать, предоставляемая им информация никогда не была исчерпывающей: «Ирак сообразил, что можно игнорировать требования Совета Безопасности, не особенно опасаясь последствий».

Конфронтация достигла своего апогея в 1997 году, когда Саддам Хусейн обвинил американцев - членов группы инспекторов ООН в шпионаже и изгнал большинство из них из страны.

Под угрозой военной акции со стороны США и Великобритании Ирак разрешил инспекциям возобновить свою работу в ноябре 1997 года. Тем не менее в соответствии с условиями договоренности между ООН и Ираком президентские дворцы Саддама Хусейна были закрыты для инспекций, несмотря на сильное подозрение, что их территория используется для сокрытия ОМП.

Багдад настаивал на том, что он выполнил резолюции ООН, и требовал отмены экономических санкций. Однако представляемые каждое полугодие отчеты о работе инспекций ни разу не позволили сделать вывод о том, что Ирак больше не имеет ОМП.

В конце 1998 года ООН была вынуждена отозвать весь свой персонал после того, как тогдашний глава группы инспекторов Ричард Батлер уведомил штаб-квартиру ООН о том, что Ирак по-прежнему препятствует инспекциям и скрывает от инспекторов оборудование и важные документы. Шестнадцатого декабря того же года американская и британская авиация нанесла массированный воздушный удар по подозреваемым военным целям. После этого инспектора ООН в Ирак больше не возвращались.

Находясь под угрозой новой военной акции со стороны США, Ирак сегодня заявляет о готовности снова принять инспекторов. Однако глава инспекционной миссии ООН Ханс Бликс указывает на то, что действующие резолюции ООН по-прежнему препятствуют осмотру президентских объектов: «Все объекты должны быть открыты для немедленного, безусловного и неограниченного доступа, - говорит он. - Тем не менее меморандум о взаимопонимании от 1998 года устанавливает специальные процедуры, регулирующие доступ к восьми президентским объектам»

Последние заявления Ирака никак не свидетельствуют о серьёзности намерений Саддама Хусейна, считает государственный секретарь США Колин Пауэлл: «Мы не позволим Ираку отделаться полуправдой, компромиссами или попытками втянуть нас в то же болото, в котором оказалась ООН в 1998 году».

Вашингтон добивается более жесткой резолюции ООН, в рамках которой инспекциям будут подлежать все объекты без исключения, сроки выполнения требований ООН будут сокращены, а в случае, если Ирак не подчинится требованию уничтожить свой арсенал отравляющих веществ, против него будет применена сила.

XS
SM
MD
LG