Линки доступности

Новости Голливуда - 2002-10-11


Пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинию Вульф?» известна во всем мире. Не в последнюю очередь благодаря великолепной экранизации Майка Николса с Ричардом Бертоном и Элизабет Тэйлор в главных ролях. Но за пределами англоязычного мира мало кто знает о самой Вирджинии Вульф. Однако после выхода на экран картины «Часы» (The Hours) трагическая жизнь английской писательницы, вероятно, станет достоянием куда более широкого круга людей и, безусловно, поднимет интерес к ее творчеству.

Этот интерес уже сильно возрос после выхода в свет книги-бестселлера «Часы» Майкла Каннингема, удостоенной Пулитцеровской премии. Это сложное произведение, в котором причудливо переплетены истории трех женщин - реально существовавшей писательницы Вирджинии Вульф, живущей в Нью-Йорке книжного редактора и домохозяйки из предместья Лос-Анджелеса.

Экранизация книги заведомо была трудным делом. Но за него взялись два энтузиаста - Стивен Далдри, известный театральный английский режиссер, номинированный на «Оскар» за свой дебют в кино фильм «Билли Эллиот», и один из лучших британских современных драматургов Дэвид Хэйр. Они не стали упрощать книгу настолько, чтобы превратить ее в легкое и понятное по-голливудски зрелище.

Картина отличается сложной структурой и неординарным монтажом, позволяющим авторам и зрителям не вполне безболезненно, но вполне обоснованно переноситься из двадцатых годов в Англии в пригородную Америку пятидесятых и в современный Нью-Йорк.

Двух американок, как это кажется поначалу, связывает только то, что на определенном этапе их жизни они обе читали книгу Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй», опубликованную впервые в 1923 году. Эта книга сделала Вульф знаменитой, но не сделала ее счастливой, поскольку писательница была тяжело психически больна и в итоге покончила жизнь самоубийством.

Молодая калифорнийская женщина в фильме, чья жизнь некоторым образом напоминает бездуховное существование миссис Дэллоуэй, тоже хочет добровольно расстаться с жизнью, хотя формально ей не на что жаловаться. У нее любящий муж, хороший маленький сын, уютное мелкобуржуазное существование. Но ее гложет необъяснимая, этакая чеховская тоска, смешанная с англосаксонским пуританским чувством вины.

Позже мы поймем связь персонажа актрисы Джулианн Мур с остальным героями фильма - как и то, что связывает Вирджинию Вульф с женщиной из современного Нью-Йорка, которую представляет нам феноменальная Мэрил Стрип.

Ее героиня живет наполненной мелкими событиями «нормальной» жизнью, которая, как оказывается, пронизана постоянной трагедией ухода за умирающим от СПИДа известным поэтом и писателем (поразительный в этой роли Эд Хэррис). Они в молодости были влюблены друг в друга, но расстались из-за того, что поэт выбрал иную сексуальную ориентацию. Однако между героями сохраняются сложные отношения, которые становятся более понятными по мере того, как по ходу фильма мы познаем философию Вирджинии Вульф, ставшую основой ее книг.

И тут я не могу не восхититься австралийской актрисой и американской кинозвездой Николь Кидмен, играющей Вирджинию Вульф. Во-первых, если вы не увидите плакат к фильму, то ни за что не узнаете ее в роли Вирджинии Вульф. Режиссер и актриса мудро решили скрыть под гримом и искусственным носом известное всему миру прелестное лицо Николь. Ни на секунду никто не подумает, мол, Николь Кидмен играет Вирджинию Вульф, как интересно! Нет, мы видим перед собой Вирджинию Вульф, даже если в жизни она выглядела несколько иначе.

Кидмен и Далдри не ищут портретного сходства - они пытаются передать драму гения, заключенного в тюрьму безумия и суицида. И при этом спроецировать ее завораживающий странный мир на людей, удаленных от нее временем и пространством.

«Часы», несомненно, выдвигают Николь Кидмен в ряды самых блестящих и глубоких актрис нашего времени. Если раньше «современной Мэрил Стрип» называли играющую в картине Джулианн Мор (и она заслуживает такое сравнение!), то сегодня рядом с этими двумя актрисами-гигантами становится Николь Кидмен. Она точно уловила и передала идею автора книги «Часы» Майкла Каннингема, состоящую в том, что Вульф выбрала смерть, но прежде она выбрала жизнь и готова была принять все последствия этого выбора.

Фильм иногда представляется не вполне идеальным, слегка фрагментарным. Но блестящее созвездие трех поразительных актрис делает его абсолютно обязательным для просмотра зрелищем.

XS
SM
MD
LG