Линки доступности

Обзор печати от 10 сентября 2002 г. - 2002-09-10


Роман Жириновского с Саддамом. «В лице Жириновского Саддам Хусейн обрел партнера в России». Статью Сюзан Глассер под таким заголовком печатает «Вашингтон пост». «В Москве Жириновского считают одним из наиболее откровенных политических защитников режима иракского президента, - говорится в статье. - Он является выразителем настроений, с которыми лидеры, действующие в основном русле российской политики, возможно, и согласны, но в период потепления американо-российских отношений не очень охотно в этом признаются».

Автор статьи цитирует заявления лидера ЛДПР его о тесной дружбе с Саддамом Хусейном и упоминает, что он сравнивает иракского президента со Сталиным. «Впрочем, отбросим в сторону зажигательные тирады Жириновского и послушаем экспертов-нефтяников. И тогда выясняется, - пишет Сюзан Глассер, - что он стал посредником между российскими бизнесменами, заинтересованными в разработке богатых иракских нефтяных месторождений, и бюрократами в Багдаде, сильно заинтересованными в политической поддержке со стороны России. В российских политических кругах распространено мнение, что Жириновский является «платным эмиссаром» и рупором Саддама Хусейна в России. Багдад же в порядке благодарности оказывает финансовую поддержку возглавляемой Жириновским партии».

«На арене российской политики Жириновский давно играет роль скомороха, его влияние неуклонно падает, - пишет газета. Однако когда речь заходит об Ираке, он далеко не так изолирован, как можно предположить по его сумасбродным заявлениям. В вопросе об Ираке с Жириновским солидаризируется значительная часть российского общественного мнения и российской политической элиты. Жириновский - единственный сколько-нибудь заметный российский политик, расточающий дифирамбы лично Саддаму Хусейну. В то же время его аргументы против американского нападения на Ирак очень созвучны взглядам далеко не таких маргинальных политических деятелей, как он сам».

«Жириновский утверждает, что он сам активным образом содействует внедрению российского бизнеса в иракскую экономику, - отмечает автор статьи. - Его заместитель по партии упоминает о практической помощи «сотням российских компаний», желающим сотрудничать с Ираком. Однако некоторые бизнесмены из компаний, упоминаемых Жириновским, весьма неохотно признают наличие таких связей».

Красноярские выборы: новые реальности. Корреспонденты «Нью-Йорк таймс» и «Уолл-стрит джорнэл» прислали в редакции своих газет заметки о губернаторских выборах в Красноярске. Губернаторское кресло в этом крупнейшем регионе Сибири оказалось вакантным после гибели в авиакатастрофе генерала Александра Лебедя.

«Уолл-стрит джорнэл» обращает внимание на новые политические нюансы, выявившиеся во время этих выборов. «Налицо заметный сдвиг в отношениях между российским большим бизнесом и политической властью, - пишет корреспондент этого издания Гай Чейзан. - Сравнительно недавно российские олигархи выступали в роли арбитров в политических коридорах Кремля. Теперь они переключили свою энергию на политические баталии регионального масштаба. При Ельцине капитаны бизнеса занимались лоббированием своих интересов в Кремле. Они добивались принятия благоприятных для себя решений, закреплявших их контроль за бывшей госсобственностью. Большая часть этой собственности была распродана с молотка на аукционах, зачастую носивших характер закулисных сделок».

«С приходом к власти Владимира Путина внимание олигархов переключилось на периферию, - пишет корреспондент. - Путин предложил им сделку: за ними сохраняются их активы при условии, что они перестают вмешиваться в политику. Олигархи ответили согласием. Это был естественный выход: им не хотелось опасаться, что Кремль пойдет на отмену результатов приватизации. Поэтому они могли сосредоточить свои усилия на максимизации прибыли, а это часто зависит от того, кто контролирует власть на местах».

Ба, знакомые все лица! Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сабрина Таверниз обращает внимание на другой аспект красноярских выборов - участие в них фигур, которые не очень-то и претендуют на избрание, а преследуют совсем другие цели. «По мнению московских политологов, борьба за губернаторский пост в Красноярском крае представляет собой схватку двух огромных финансовых корпораций, - пишет она. - А на самом поле боя схватка была больше похожа на фарс и привлекла пеструю вереницу претендентов - от любителей саморекламы до экс-магнатов. Эти последние рассчитывали использовать шумиху вокруг выборов для возвращения в большую политику».

«Основная интрига была закручена вокруг двух главных фаворитов выборов - Александра Усса и Александра Хлопонина, - пишет газета. Но, кроме того, развертывалась и побочная интрига: каждый из них привлек с собой нескольких псевдокандидатов, которые отвлекали внимание на себя и позволили главным претендентам не прибегать к тактике личных нападок».

Кроме них, в Красноярск слетелись и выставили свои кандидатуры и некогда популярные личности, одно время исчезнувшие из поля зрения. Сабрина Таверниз упоминает о Германе Стерлигове, который приобрел известность в девяностые годы как создатель первых в постсоветской России торговых бирж, и о первом легальном советском миллионере Артеме Тарасове.

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG