На прошедшей неделе токийский суд официально признал, что во время Второй мировой войны японская императорская армия испытывала на людях бактериологическое оружие. Судебное постановление пробудило у потомков жертв испытаний надежду на компенсацию. Эксперты, однако, сомневаются в подобном исходе.
Пять лет тянулось разбирательство гражданского иска, поданного против правительства Японии ста восемьюдесятью китайцами, утверждавшими, что их родные были преступным образом убиты в ходе экспериментов с бактериологическим оружием во время Второй мировой войны.Развязка, как часто бывает в затяжных делах, наступила неожиданно. В одной из университетских библиотек Японии были обнаружены папки с отчетами об испытаниях по заражению людей бубонной чумой, холерой, сибирской язвой, тифом и другими смертельными болезнями. Этим занималась с 40 по 42 годы японская войсковая часть 731, расквартированная в Харбине. Опыты проводились в поселках Маньчжурии, над которыми с воздуха разбрасывали зараженные зерна риса и пшеницы, а также клочки ваты с возбудителями болезней.
Найденные документы легли в основу судебного постановления и таким образом стали фактом истории. До этого воинская часть 731 вообще не упоминалась в японских книгах по истории. До недавнего времени правительство Японии отказывалось признать сам факт существования такой части. И даже сейчас официальные круги не комментировали решение токийского окружного суда, где говорится, что императорская армия злонамеренно нарушила Женевскую и Гаагскую конвенции о запрещении химического и бактериологического оружия.
Войсковая часть 731 была учреждена в 38 году приказом японского генштаба в оккупированном Китае под вывеской «Медико-санитарная часть по профилактике эпидемий и контролю за водоснабжением». На самом деле задача секретной части под командованием генерала Сиро Исии заключалась в другом. Как показали на суде оставшиеся в живых ветераны части, японские военные занимались выведением бацилл смертоносных болезней, заражали ими людей, а затем проводили анатомические исследования тел погибших. Первыми жертвами ВЧ 731 стали китайцы, арестованные за неподчинение оккупационной армии. Затем опыты перенесли на мирное население. В общей сложности, по оценкам историков, от экспериментов погибло до трехсот тысяч человек.
В конце войны японские военные сожгли до тла почти все здания в Харбине, где размещалась войсковая часть 731. Генерал Исии и два десятка офицеров, находившихся в его подчинении, попали в плен к американцам. В обмен на полную информацию об опытах с бактериологическим оружием они не были переданы военному трибуналу. Так история ВЧ 731 на несколько десятилетий ушла в тень. До тех пор, пока в странах, находившихся во время войны под японской оккупацией, пострадавшие не начали добиваться от властей и фирм Японии признания вины и выплаты компенсации. Среди таких групп - люди, угнанные на принудительные работы; «солдатские утешительницы», то есть женщины, насильно забранные в полевые публичные дома; военнопленные союзных армий и другие. До сих пор все претензии отклонялись японскими судами под тем предлогом, что черта под ними была подведена послевоенными соглашениями.
В иске ста восьмидесяти китайцев, родственников погибших от бесчеловечных экспериментов в северном Китае, содержится требование извинений со стороны правительства Японии и выплаты компенсаций в размере 83 тысяч долларов каждому.
В заявлении по поводу постановления токийского суда, впервые признавшего факт совершения злодеяний, - его зачитал в среду пресс-секретарь китайского МИДа - говорилось: «Для японской стороны пришло время взять полную ответственность перед историей и повести себя соответствующим образом». Далее в комментарии Пекина выражалось глубокое сожаление по поводу того, что японский суд и на сей раз отмел материальные претензии истцов. Но адвокат Кокен Цучия заявил, что они немедленно подают аппеляцию: «Жертвы биологической войны, - сказал он, - намерены идти до конца. Мы надеемся, что японское правительство сочтет за благо сделать шаг нам навстречу и тем самым восстановить доверие к себе в Китае и других странах Азии. Без этого нельзя говорить о наступлении прочного мира».
Фотографии - из брошюры о деятельности Войсковой части 731, опубликованной в Японии