«Здесь будет установлен памятник жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде».Закладной камень с такой надписью появился в Ленинграде на площади Революции близ Кировского проспекта 4 сентября 1990 года.
С тех пор Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом, Кировский проспект переименован в Каменноостровский, а площадь Революции называют так же, как и в дореволюционные времена, - Троицкой. А вот увековечить память шестидесяти тысяч горожан, погибших в годы Большого Террора, местные власти так и не сподобились, говорит член правления общества «Мемориал» депутат Государственной Думы Юрий Рыбаков.
В течение двенадцати лет инициативной группе так и не удалось заручиться поддержкой властей в деле установки памятника. А два года назад кто-то снял стилизованный бронзовый венок в виде колючей проволоки - очевидно, для сдачи во вторсырье, полагают в Мемориале.
Тогда петербургские правозащитники решили взять за образец опыт Москвы, Архангельска и некоторых других городов, где в память об узниках Гулага установлены огромные камни, привезенные с Соловков.
Дело в том, что на Соловецких островах в 30-е годы прошлого века был самый первый лагерь для политических заключенных. И вот при помощи местного отделения Союза правых сил бывшие политзаключенные собрали скромную сумму денег для отправки экспедиции на Соловки. В путь отправились заслуженный художник России Евгений Ухналев, в прошлом узник сталинских лагерей, а ныне один из авторов герба России, и сам Юрий Рыбаков, отбывавший срок уже при Брежневе.
Подходящий по замыслу камень был найден на самом крупном острове Соловецкого архипелага, у подножия горы Сикирки, рядом с Савватьевским скитом. Дело в том, что в начале 30-х годов лагерная охрана устроила здесь самый первый изолятор для лидеров оппозиционных политических групп - эсеров, меньшевиков и анархистов. Здесь же были расстреляны первые шесть политзаключенных. Было решено найденный камень не обрабатывать и не очищать от мха и водорослей, а привести в Петербург в первозданном виде.
В конце августа камень весом в 10 тонн был доставлен на Троицкую площадь, рядом с Домом политкаторжан, и водружен на постамент. При этом, как заметил Юрий Рыбаков, когда установка была завершена, кто-то обратил внимание, что в одном из ракурсов соловецкий камень своими очертаниями напоминает слона. Здесь стоит напомнить, что Соловецкий лагерь особого назначения и сами заключенные и охранники сокращенно называли «Слон».
На постаменте по бокам высечены надписи «Узникам Гулага, жертвам коммунистического террора и борцам сопротивления». Последнюю надпись Юрий Рыбаков считает особенно существенной, ибо необходимо помнить о тех людях, что нашли в себе силы и мужество давать отпор бесчеловечной системе.
Вечером в среду, в присутствии членов общества «Мемориал», правозащитной организации «Гражданский контроль», представителей из Союза правых сил и партии «Либеральная Россия» состоялось открытие памятника. На церемонии присутствовали члены демократических фракций законодательного собрания города, а вот представители администрации не сочли необходимым почтить память жертв коммунистического террора.
Главный художник города Иван Уралов одобрил представленный ему проект, и теперь остается привести в порядок окружающую территорию. Юрий Рыбаков надеется, что это удастся сделать к 30 октября, когда отмечается День политзаключенного СССР.
На митинге, прошедшем на Троицкой площади, член правления «Мемориала», бывший политзаключенный, историк Вячеслав Долинин сказал, что этот памятник -подарок демократической общественности к 300-летию города.