Линки доступности

«Нынешний противник Америки во многом виртуален» - 2002-09-04


В канун событий 11 сентября министр обороны США Дональд Рамсфелд дал группе журналистов интервью, в котором подвел итоги минувшего года, отмеченного началом войны с террором.

Америка оказалась перед лицом противника совершенно нового типа, отметил Рамсфелд. Главная отличительная характеристика врага - его бесформенность. Террористы свободно перетекают через государственные границы, у них нет стабильных формирований и командных центров; они невидимы и трудноуловимы. «Террористы - хорошие ученики, - сказал министр обороны. - Они мгновенно приспосабливаются к нашим действиям, причем делают это экономными средствами в короткий срок, почти без подготовки».

«Нынешний противник Америки во многом виртуален, - считает Рамсфелд. - Для борьбы с ним не подходят классические военные приемы. «Аль-Кайда» понесла большие потери в Афганистане. Однако эта организация сумела сохранить свою руководящую структуру, финансовые средства и потенциал для совершения новых терактов».

Какие выводы делает из новой ситуации глава американского военного ведомства? «Нам следует выработать стратегию более быстрого реагирования с упором на уничтожение противника», - ответил Рамсфелд. При этом он признал, что крупные воинские формирования, как правило, громоздки и неповоротливы, в то время как небольшие группы террористов, избегая прямых столкновений, мгновенно растворяются на местности или среди населения. Таким образом противник становится невидимым и способен пребывать в этом состоянии долгое время, добавил шеф Пентагона.

«Поскольку США не в состоянии гарантировать своих граждан от внезапного нападения террористов, единственным средством защиты остается превентивный удар, то есть перенесение военных действий на территорий государств, поддерживающих террор», - заявил Рамсфелд. Он тут же предупредил, что нажатием кнопок и ракетным дождем по целям, отдаленным от Америки тысячами миль, дело не обойдется: «Кампания борьбы с террором будет долгой, дорогостоящей и кровавой», - отметил министр обороны.

Далее он перешел к внутренним проблемам американских вооруженных сил. Вызов, брошенный глобальным террором, требует новых систем вооружений, перемен в структурах частей и соединений, в подготовке личного состава. Эта задача, подчеркнул Рамсфелд, невозможна без постоянного контакта с Конгрессом и общественностью.

Существенной частью своей работы министр считает поддержание в американском народе правильного настроя на борьбу с терроризмом. В этой связи Рамсфелд сознательно проводит перед телекамерами больше времени, чем остальные члены бушевского кабинета. Он неустанно излагает и разъясняет цели, которые ставит перед собой администрация.

На этом поприще министр снискал похвалы верховного главнокомандующего. «Я, пожалуй, попрошу Рамсфелда научить меня, как отвечать на ваши вопросы, - сказал президент Буш в ходе последней пресс-конференции на ранчо в Техасе. - У него это здорово получается».

Сам Рамсфелд говорит, что никаким особым пиаровским даром он не обладает. Просто он твердо отстаивает принципы, которые считает жизненно важными для страны.

Примером может служить его убежденность в необходимости военной акции против режима Саддама Хусейна. Рамсфелд удивлен, как он выразился, «брожением умов» по поводу возможности мирного урегулирования иракской проблемы.

На брифинге в Пентагоне министр повторил: Саддам и его окружение хорошо поднаторели в манипулировании мировым общественным мнением. Они готовы давать любые обещания, от которых откажутся в любой момент с той же легкостью, с какой раздают эти посулы.

«Я до сих пор не видел указаний на готовность Саддама выполнять какие-либо соглашения, - сказал Рамсфелд. - Время от времени он делает прозрачные намеки. Но это не что иное как попытка играть на чувствах и настроениях мировой общественности, словно на гитаре. Саддам рассчитывает, дергая за ту или иную струну, направлять ооновский процесс в желательном для себя направлении».

Отвечая на вопрос о разногласиях в администрации Буша по поводу войны с Ираком, Дональд Рамсфелд в свойственной ему манере назвал эти сообщения «типичной газетной брехней».

XS
SM
MD
LG