Под водительством Брежнева-внука. В колонке под заголовком «Субботний профиль» «Нью-Йорк таймс» поместила статью своего московского корреспондента Стивена Ли Майерса о внуке бывшего советского лидера Леонида Брежнева - Андрее Брежневе. Внимание газеты он привлек попытками создать в России «Новую коммунистическую партию». «Это даст Брежневу-внуку возможность подновить фамильную репутацию, сильно поблекшую еще до распада СССР, - пишет автор статьи. - Кроме того, он надеется привлечь в партию слои населения, пострадавшие в ходе бурного перехода России к квази-капитализму, - студентов, научных работников и военнослужащих. Рассчитывает Андрей Брежнев и на категорию граждан, которые, как и он сам, занимаются мелким бизнесом. Для коммунистов в эпоху правления его деда это было бы неслыханно».
«Революционером Андрея Брежнева назвать трудно, - пишет газета. - Года полтора назад он открыл бар английского типа на Красной Пресне, по соседству с московским зоопарком. Двое его детей обучаются в Англии. Брежнев-внук уже несколько раз безуспешно пробовал свои силы на политическом поприще. В 1999 году он баллотировался в Государственную Думу и собрал всего два процента голосов. В том же году он был исключен из списка кандидатов на пост губернатора Свердловской области. В прошлом году Андрей Брежнев хотел стать губернатором Тульской области, но за него проголосовал всего один процент избирателей».
«Во многих отношениях в его судьбе отразились перемены, происшедшие в России, - говорится в статье. Наступило ли время возвращения еще одного Брежнева на историческую арену - пока сказать трудно».
Туркменбаши - сотрясатель мировых устоев. Несколько изданий - в их числе «Вашингтон таймс» и балтиморская «Сан» - не без сарказма откликнулись на сообщения из Ашгабада о причудах туркменского президента Сапармурата Ниязова. Как известно, «туркменбаши» решил ввести в своей стране новый календарь, заменив прежние названия месяцев и дней недели. «Вашингтон таймс» поместила корреспонденцию на эту тему из столицы Туркмении. «Сан» напечатала редакционную статью под заголовком «Безумный календарь».
«Сапармурат Ниязов присвоил себе титул «туркменбаши» - «отец все туркмен». Его имя носят города, аэропорты и даже лосьон после бритья. Теперь он предложил называть месяцы года своим собственным именем, именем своей матери и именами туркменских национальных героев, - сообщает «Вашингтон таймс». - Правда, прохожие на улицах Ашгабада реагировали на эту очередную демонстрацию безграничного тщеславия своего президента с плохо скрываемым презрением». «Это же смех один, - цитирует автор корреспонденции мнение одного туркменского пенсионера. - Ниязов решил еще раз противопоставить нас всему остальному миру. Похоже, что он живет на другой планете».
«Сан» в редакционной статье напоминает, что Ниязов долгие годы железной рукой правил Туркменией в роли первого секретаря туркменской компартии. Тому, кто в те времена становился на дороге коммунистических бонз, ничего хорошего ожидать не приходилось, но «в то время хотя бы понедельник назывался понедельником», иронизирует газета. После распада СССР в 1991 году Ниязов, похоже, начал жить в каком-то параллельном мире и увлек за собой всю страну.
«Но не подумайте, что «туркменская модель» в постсоветском мире неизбежна, - пишет газета. - Мы с радостью узнали, что в России бюро патентов отказалось утвердить в качестве названия нового сорта картофеля наименование «Вова Путин» как «слишком подхалимажное».
Черные дни черной икры. «Каспийский осетр еще не вымер, но о каспийской черной икре в вашингтонских ресторанах очень скоро, вероятно, останутся одни воспоминания, - пишут в «Вашингтон таймс» Крис Бейкер и Кристофер Пала. - Это результат объявленного на прошлой неделе предложения ввести запрет на импорт каспийской икры из России. Кроме того, американская Служба рыбоводства и фауны внесла каспийского осетра в реестр видов животных, которым грозит уничтожение. В 2000 году (это последние данные) США импортировали 80% черной икры. В деликатесных столичных ресторанах черная икра подается по цене 165 долларов за две унции (62 грамма). В такую цену, к примеру, вам подадут порцию отборной черной икры в русском ресторане «Максим» в Вашингтоне».
Газета напоминает, что год назад по инициативе ООН был введен мораторий на лов осетра в бывших советских республиках в связи с резким истощением запасов осетровых в результате браконьерства. В марте нынешнего года мораторий был прекращен - после того, как Россия, Азербайджан и Казахстан пообещали усилить борьбу с браконьерами и принять меры по охране популяции осетра.
«Российские власти утверждают, - говорится в статье, - что популяция осетровых еще достаточно велика и что в силу этого нет оснований для прекращения коммерческого лова благородной рыбы. Однако даже по официальным данным экспорт черной икры из России сократился с двух тысяч тонн в 1978 году до ста тонн в 2002-м.
«Американские и международные экологические организации бьют тревогу, - пишет «Вашингтон таймс». - В конце 2000 года они провели специальную кампанию по спасению каспийского осетра. Инициаторы этой кампании хотят убедить правительство США выступить с предложением о полном международном запрете на продажу осетрины и черной икры. Этот вопрос предполагается поднять в ноябре на международной конференции в Сантъяго».
Обзор подготовил Лио Стерн.