Линки доступности

Искушения исламского фундаментализма - 2002-07-30


Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Халед Абул Фадл - известный исламист и эксперт по правовым системам Ближнего Востока – учился в Йелье и Пристоне и Пенсильванском университете. В молодости, живя с Кувейте и Египте, он сам подвергся влиянию исламского фундаментализма и испытал на себе, насколько оно сильно.

«Мне сказали, что я должен прочесть одну книгу, которая представляет собой компиляцию традиций Пророка и называется «Сады праведности», - рассказывает прорфессор Фадл, - и вторую - «Жизнь Собратьев». Причем, это единственное чтиво, которое было отпущено мне на целый год».

От него потребовали при этом избегать любых других книг, даже исламских текстов. Следуя настоятельным призывам своих наставников, юноша стал яростным критиком собственной семьи. Ему было сказано, что так как он прослушал несколько лекций, он вправе упрекать других в неисламском образе жизни. И он открыто осуждал родителей, братьев и сестер, даже отчитал однажды своего отца за то, что тот носил западный галстук, хотя запрета на ношение галстука он не находит теперь ни в одной исламской традиции.

Как-то отец предложил ему пойти в мечеть сказав, что если сын сможет ответить на все вопросы уважаемого шейха, он сам и вся семья станут слепо его слушаться. Молодой человек согласился, но встреча с шейхом обернулась для него крушением.

«Что бы я ни говорил, не шло ни в какое сравнение с аргументами и знаниями шейха и его учеников, - продолжает Абул Фадл. - Я цитировал несколько строк из Корана в подкрепление того, что я утверждал, и в ответ тут же получал 10-20 цитат, которые, похоже, оспаривали все, что я говорил».

Унижение, испытанное в мечети, стало поворотным моментом в жизни молодого человека, который обнаружил, насколько богаты исламские традиции. В конце-концов, Халед Абул Фадл познакомился с учеными-исламистами, которые избегали авторитарных заявлений: «Они не пользуются демагогией, лозунгами и риторикой, поэтому вы не сразу узнаете о них. Они читают книги, изучают тексты, и в действительности отражают присущую Исламу традицию толерантности и многообразия. Они всегда оперируют фразами типа «по мнению такого-то» или «по моему мнению». И всегда заканчивают словами «Бог знает лучше нас».

Теперь Халед Абул Фадл занимается исследованием богатого наследия ислама, часть которого, по его словам, сохранилась только в манускриптах в библиотеках Турции и Египта. Халед Абул Фадл ведет курс исламских традиций в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, надеясь, что они окажутся полезными западным юристам.

XS
SM
MD
LG