Уже несколько месяцев идут интенсивные поиски Усамы бин Ладена, которого считают главным вдохновителем террористических актов 11 сентября, но тот, как в воду канул. Одновременно продолжают появляться противоречащие друг другу предположения как по поводу самого главаря «Аль-Кайды», так и по поводу его террористической организации.
«Усама бин Ладен, скорее всего, мертв», - говорит начальник контр-разведки Федерального бюро расследований Соединенных Штатов Дэйл Уотсон.
«Отнюдь нет, - возражает функционер «Аль-Кайды» Сулайман Абу Гаит, - Бин Ладен жив и готовит новый удар по врагу».
«Не совсем так, - считает редактор лондонской газеты «Аль-Гадс Аль Араби» Абдель-Бари Атван, - Бин Ладен жив, но террористическими делами пока не занимается, поскольку выздоравливает от раны в плечо». «Выбирайте, что вам больше нравится. Жив Бин Ладен или нет большого значения не имеет, - говорит Джон Пайк, возглавляющий группу специалистов по вопросам безопасности, имеющую интернетовский адрес GlobalSecurity.org, - Люди склонны судить о реальности в духе шпионско-детективных фильмов о Джеймсе Бонде, в которых суть проблемы олицетворяет некий гениальный злодей. А в действительности существует организация, состоящая из идейных и целеустремленных людей, готовых отдать жизнь во имя своих политических задач. Вот это-то и является угрозой Соединенным Штатам, а вовсе не лично Усама бин Ладен».
Джон Пайк признает, что пока трудно оценить размеры опасности, исходящей от «Аль-Кайды» в настоящее время. Так например на сегодняшний день оценка специалистами численности этой группировки колеблется в интервале от орды в сотни тысяч бойцов до относительно небольшой организации в несколько сот человек. Не менее важно также отделить просто симпатизирующих «Аль-Кайде» от действительных членов этой организации, выполняющих ее оперативные задания. «К сожалению, - заключает свои рассуждения Пайк, - все это станет нам яснее, лишь когда произойдет следующий теракт «Аль-Кайды».
«Ну, в данный момент члены «Аль-Кайды» разбежались по углам и озабочены больше собственным спасением, чем новыми терактами, - подхватывает тему Ларри Джонсон, бывший заместитель начальника отдела контр-террора в Государственном департаменте США. - Произошло несколько значимых и положительных для нас событий, которые привели к сокращению возможностей «Аль-Кайды». В Соединенных Штатах ликвидирована система ее финансовой поддержки. В разных странах захвачены многие ее люди. Уничтожены ее тренировочные лагеря в Афганистане. И все это в совокупности, как я считаю, существенно уменьшило возможности группировки в отношении террористических операций по сравнению с тем, что было до терактов 11 сентября».
После нападения на ВТС и Пентагон «Аль-Кайда» могла похвастаться только одним своим успешным терактом, а именно - взрывом синаноги в Тунисе, который, как говорили его организаторы, был местью за страдания палестинцев. Впрочем, Ларри Джонсон считает, что «Аль-Кайда» по каким-то причинам скромничает, и к двум терактам, совершенным в Пакистане после 11 сентября, причастны члены этой организации, которая по-прежнему обладает сильной опорой в этой стране и сохраняет прочные связи с пакистанскими разведовательными органами.
«А кроме того, - добавляет Джон Пайк, - «Аль-Кайда» поддерживает связь со своими сторонниками через Интернет с помощью разных вебсайтов, которые то возникают, то исчезают. «Аль-Каида» не является такой монолитной организацией как, например, корпус американских морских пехотинцев. Она чем-то похожа на общественное движение. Во всем мире есть люди, считающие Америку своим врагом и полагающие, что вооруженная борьба - единственная возможность справиться с ним. А Интернет дает возможность многим из них сплачиваться, поддерживать связь друг с другом, пропагандировать свои идеи и вербовать новых сторонников.
«Террористы, которых рекрутируют через Интернет, не очень-то надежны. - возражает Ларри Джонсон, - Примером может служить авиа-пассажир, спрятавший в туфле взрывчатку и в декабре прошлого года нелепо проваливший задуманный теракт. Энтузиазм не заменяет специальную подготовку, которую должен получить каждый квалифицированный террорист. Но в той же степени нелепыми, как поведение этих террористов-энтузиастов, были прежние действия Соединенных Штатов, связанные с борьбой с терроризмом», - утверждает Джонсон. По его мнению, хотя Центральное разведывательное управление сейчас отменило ограничения, связанные с вербовкой тайных агентов за границей, эта недавняя отмена не может быстро привести к скорым и существенным результатам: «Невозможно быстро решать застарелые проблемы. Для того, чтобы получать разведывательную информацию, чтобы шпионы внедрились в надлежащие объекты, требуется время. Нелепо рассчитывать, что появится волшебная палочка, которой достаточно махнуть, и во мгновение ока появятся нужные специалисты, говорящие на нужном языке и способные внедряться в нужные организации».
Как считает Ларри Джонсон, необходимое условие успешной борьбы с террористами - это хорошо их знать и внимательно следить за всеми их действиями. Но такое сближение с террористами далеко не всегда возможно осуществить в «белых перчатках».