Линки доступности

Архитектура XX века<BR>Часть 3 - 2002-07-21


Сегодня - наш разговор о другом разделе книги профессора Феликса Новикова, члена международной Академии архитектуры, которая посвящена многим аспектам архитектуры XX века. В этом разделе автор знакомит читателей с жизнью и творчеством двенадцати ведущих архитекторов столетия.

Семен Резник:
Скажите, Феликс Аронович, кого из крупнейших архитекторов последнего века вы отобрали для этого раздела и из чего вы при этом исходили?

Феликс Новиков:
Вы знаете, я сначала скажу, что меня вдохновила на это дело одна любопытная книга, которая вышла здесь, в Америке. Авторы назвали ее так: «Тысяча лет. Тысяча человек. Череда мужчин и женщин, создавших тысячелетие». Там очень интересный, мне показалось, расклад, который сложился, ну скажем так: Колумб - второй, Маркс - четырнадцатый, Гитлер - двадцатый и так далее. А первым они назвали Гуттенберга, что тоже очень любопытно. Интересно, что Ленин у них, у этих авторов, оказался сорок первым, Сталин - восемьдесят четвертым, Горбачев - двести тридцать седьмым, а Валенса вдруг - сто тридцать четвертым. Это меня навело на мысль, что надо бы мне попытаться своих коллег расставить в какую-то свою череду. А там я нашел архитекторов в этой книге, и в первой сотне был Брунеллески, создавший знаменитый купол собора во Флоренции. Вот, значит, я тогда и занялся этим делом, только я их не по значимости расставил, своих избранников, а по мере поступления, если можно так сказать. Первым у меня оказался Антонио Гауди - мастер испанский, из Барселоны, и там все его постройки, в Барселоне. Ну что о нем сказать? Вы знаете, когда он завершил образование, то ректор Высшей архитектурной школы Барселоны сказал: «Я не знаю, кому я вручаю этот диплом - безумцу или гению». И вот, глядя на его творчество, можно сказать, что он был и тем, и другим. Это такая буйная фантазия, столько замечательных форм было им создано… В общем, это как бы не построенные дома, а вылепленные. Но главная его постройка - собор Сеграда Фамилия. Я бы сказал так, что если Эйфелева башня - это знак Парижа, то собор Гауди - это знак Барселоны, только в Париже это чудо инженерии, а в Барселоне это чудо искусства. Он у меня - первый по времени...

С.Р.:
То есть, вы расположили их в хронологическом порядке?

Ф.Н.:
Я сказал - по мере поступления. Второй - это американец Фрэнк Ллойд Райт. О нем бы я сказал так, что пожалуй по всем статьям он должен быть в книге Гиннеса. Во-первых, по числу проектов - говорят их больше чем тысяча, по числу построек - их более чем семьсот, по творческому долголетию, потому что, он знаменитую свою постройку - музей Гугенхейма в Нью-Йорке завершил уже на девяносто первом году. Ничье творчество не эксплуатируется так, как творчество Райта. Книг о нем множество, сотни книг о Райте. Есть масса вещей, которые исполняются в духе Райта: это и галстуки, и скатерти, и часы, и что угодно. Есть опера, посвященная романтической стороне его жизни. Но самая знаменитая его постройка - это «Дом над водопадом» и может быть нет более яркого примера единства архитектуры и природы, чем вот эта вот постройка, хотя и маленькая.

С.Р.:
Маленький частный дом над водопадом. Не знаю, где он, сейчас не помню…

Ф.Н.:
Это в Пенсильвании, я был там, это замечательная работа, недалеко от Питсбурга. Если Райт - второй, то третий - Мис Ван Де Ройе. Это тоже яркая фигура. Он прославил себя еще в молодости павильоном на международной выставке в той же Барселоне, потом он возглавил знаменитую архитектурную школу Баухаус. А когда после преследования нацистами она была закрыта, он эмигрировал в Соединенные Штаты. Здесь он был ведущим лицом в архитектурной школе Иллинойса, в Чикаго. Построил замечательные небоскребы, и его постройки отличались всегда чистотой формы, ясностью композиционной и конструктивной. Он сам говорил о своей архитектуре, что это архитектура «кожи и костей». Он, можно сказать, был самым подражаемым архитектором века, потому что наверно по всему миру можно найти постройки - похожие или сделанные, скажем, в его духе, но только может быть ни одна из них не поднялась до того совершенства, с которым он строил свои здания. Ну а следующий – Ле Корбюзье. Этот, если не самый подражаемый - ему труднее было подражать - может быть правильнее сказать, что он самый влиятельный. Вот так, пожалуй. Потому что можно употребить известное выражение, что он был «горланом, главарем…» Он писал книги с романтическими названиями: «Когда соборы были белыми…», «Поэма прямого угла» и так далее. Он был одним из создателей всемирного Союза архитекторов. В общем, эта фигура признана самой яркой на архитектурном небосклоне ХХ века.

XS
SM
MD
LG