Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 16 - 2002-07-18


Записи, звучащие в программе:

«It's Allright With Me». Кол Портер
«Cry me a river» Артур Хамилтон
«Mahogany Hall Stamp» С. Уильямс

В альбом пианиста Брэда Мелдау «Искусство трио», записанный в 97 году в знаменитом джазовом клубе «Village Vanguard», вошла и знаменитая мелодия Кола Портера «It's Allright With Me». «Мне это по душе… Я ничего не имею против», таково название композиции - и мое к ней отношение.

Надо сказать, что уже дебютный диск Мелдау, записанный на студии «Уорнер бразерс» в 95 году, свидетельствовал о его зрелом мастерстве и оригинальном мышлении. Особенно поражало в диске абсолютное взаимопонимане музыкантов, принимавших участие в записи, чутко реагировавших и мгновенно откликавшихся на тончайшие нюансы интерпретаций и гармонических переходов. Назову участников - Брэд Мелдау - фортепьяно, Ларри Гринадьер - бас, Жорж Росси – ударные.

Вслед за этим вышло пять дисков, объединенных названием «Искусство трио». Первый был записан в студии; второй, упомянутый в начале - во время выступления трио в знаменитом джазовом клубе «Виладж вангард». Замечу, что во время выступления в «Вангарде» импровизация на тему портеровской мелодии длилась двенадцать с половиной минут.

«Я довольно много работал в разных составах, - признается Мелдау, - и хорошо знаю, что это такое - чувствовать, что ты лишен свободы самовыражения. Поэтому я так ценю союз с Ларри и Жоржем. Особенно дорожу я способностью моих партнеров понимать диктат мелодии и при этом относиться с полным доверием к тому, как эта мелодия интерпретируется. В наших совместных групповых импровизациях у каждого есть возможность полного самовыражения». А я добавлю, что прочность и плодотворность этого союза подтверждена тем, что вместе они записали пять дисков. О том, что Мелдау думает о джазе в целом и о джазовом трио в частности я расскажу в одной из следующих встреч, а сейчас спешу исполнить данное мною некоторое время назад обещание - разъяснить, откуда возникло прозвище Армстронга - «Сачмо».

Его автор - редактор лондонского журнала «Мелоди мэйкер», некто Мэтисон Брукс. По небрежности, в одной из статей он проглотил несколько букв во фразе «сатчел маус» - в буквальном переводе «рот, подобный сумке-саквояжу». Так говорили о наиболее храктерной черте внешности Армстронга. Редактор ошибся, а кличка «Сачмо» навсегда осталась за Армстронгом.

Было это во время заграничных гастролей великого трубача, покорившего сердца лондонской публики не только виртуозной игрой на трубе и столь характерным хрипловато-чувственным голосом, но и неслыханным достоинством и грацией сценического поведения. Во время выступления в театре «Палладиум» он, повернушись в сторону ложи, где сидел король Георг Пятый со свитой, отвесил поклон и произнес: «А это - для вас, рэкс». Через двадцать лет, с той же галантностью обратился он к принцессе Маргарет: «А вот это действительно предназнаачется для вас, принцесса». И вслед за этим была исполнена классика ново-орлеанского джаза «Махогани холл стамп».

Ею мы и завершим сегодняшнюю встречу. Замечу только, что это - запись из ре-релиза «Сачмо» - диска «Louis Armstrong Ken Burns jazz», вошедшего в горячую десятку популярных джазовых альбомов журнала «Биллборд». Оригинальная запись была сделана пятого марта 1929 года.

XS
SM
MD
LG