Линки доступности

Экспертов тревожат случаи хищения ядерных материалов - 2002-07-13


Недавнее сообщение о пропаже топливного стержня из исследовательского реактора в Конго-Киншасе вновь всколыхнуло дебаты о риске попадания таких материалов в руки террористов. В этой связи вновь высказываются опасения относительно условий безопасности на ядерных объектах бывшего СССР. По сведениям центра сбора данных Стэнфордского университета (Калифорния), за последнее десятилетие с ядерных объектов на территории бывшего СССР было похищено около сорока килограммов плутония и урана оружейных кондиций.

Как указывает сотрудница Казахстанского ядерного центра Людмила Зайцева, работающая сейчас в Стэнфорде, это стало возможным в результате дефектов в системе охраны ядерных объектов в России и Грузии: «Охрана поставлена из рук вон плохо. А это очень опасные материалы. Украв двадцать килограммов такого плутония, вы можете сделать ядерный заряд».

Сказанное Зайцевой подтверждает доклад Конгрессу, подготовленный Национальным разведывательным советом США (этот координационный орган включает сотрудников различных ведомств и разведывательных структур). В докладе, в частности, упоминается попытка кражи в 1998 году восемнадцати с половиной килограммов высокообогащенного урана с номерного объекта в Челябинске. Как признают российские компетентные органы, такого количества с лихвой хватило бы на изготовление атомной бомбы.

По счастью, почти весь объем похищенных материалов удалось найти и вернуть. Американские эксперты заявляют, что, по имеющихся у них сведениям, из России за рубеж не попала ни одна единица ядерного оружия; то же относится и к материалам, пригодным для его изготовления. Однако, подчеркивается в докладе Национального разведывательного совета, тревогу вызывает возможность «неучтенных хищений». Американские специалисты подозревают, что такие хищения были, хотя и не знают, в каких масштабах.

Основную тревогу внушают оружейные материалы, а не ядерное оружие, запасы которого охраняются в России достаточно надежно. Условия безопасности на ядерных объектах в России улучшаются - в немалой степени благодаря многомиллиардной программе, финансируемой и администрируемой американским министерством обороны.

В то же время большинство специалистов весьма скептически оценивают шансы на то, что террористам удастся сконструировать ядерное оружие. Австрийский эксперт, профессор Зальцбургского университета Фриц Штейнгаузер, также работающий в Стэнфорде, отмечает, что сегодня внимание следует фокусировать не на возможности создания террористами атомного заряда, а на опасностях так называемой «грязной бомбы», то есть обычного фугаса с радиоактивной начинкой: «Риск того, что террорист сумеет смастерить ядерный заряд и взорвать его в многолюдном городе, представляется минимальным. Зато взрыв обычного заряда, перемешанного с радиоактивным материалом, вызовет у населения панику, сопряженную с неисчислимыми последствиями. Такое приспособление я называю «оружием массового потрясения»», - говорит г-н Штейгаузер.

Как напомнил директор Международного агентства по атомной энергии Мохамед эль-Барадеи, радиация не признает государственных границ, и страны, не обеспечивающего надлежащего контроля за своими ядерными материалами, рискуют стать жертвами наряду со всеми остальными.

XS
SM
MD
LG