Линки доступности

Русские в рассеянии: превратности крушения империи - 2002-06-27


Русская диаспора - понятие новое, вызванное развалом многонационального советского государства. Сейчас почти бессмысленно спорить, каковы могли быть исторические пути советского государства, не случись августовских событий 1991 года. Eще в 1947 году русский философ Георгий Федотов, словно предрекая распад СССР, писал, что в «современном мире нет места Австро-Венгриям». Однако факт остается фактом; около 25 миллионов русских и русскоязычных оказались за рубежом.

Не все смогли или захотели интегрироваться в новую жизнь независимых молодых государств, тем более что строительство новой государственности сопровождалось вспышками этнического национализма. В некоторых балтийских странах русскоязычное население оказалось весьма ограничено в своих правах. Появились новые апатриды - лица без гражданства. В Средней Азии русскоязычные подверглись дискриминации и стремительно стали терять позиции в социальной иерархии.

Так появился раздражающий некоторых лидеров в странах СНГ русский вопрос. Болезненный переход к новому статусу вызвал у этой части населения огромный стресс. Какие-то усилия международного сообщества не проходят бесследно: изменяется законодательство под давлением Совета Европы и ряда других организаций. Но самым главным остается вопрос: как рассматривает процесс появления гигантской диаспоры историческая родина и правопреемница СССР - Россия?

Первое время занятой реформированием стране было не до соотечественников. Позже раздавались громкие словесные декларации, что все те, кто считает себя соотечественниками, могут вернуться на историческую родину и обрести там убежище. Конечно, что-то в России делается для тех, кто не смог или не захотел адаптироваться в новом Зарубежье. По данным Института стран СНГ, который возглавляет известный политик и бизнесмен Константин Затулин, за последние 10 лет в Россию смогли перебраться 8 миллионов переселенцев, 83% которых составляют этнические русские. Это отчасти помогает России смягчить последствия демографического кризиса поразившего ныне российскую федерацию.

Однако на пути этого процесса ныне появляется новый барьер. С первого июля в силу вступает одобренный Государственной Думой и подписанный российским президентом Путиным закон о гражданстве России. Он значительно усложняет процедуру получения российского гражданства для русских и русскоязычных из СНГ желающих вернуться в Россию. Теперь эти люди оказались в том же положении, что и любые иностранцы желающие поселиться в России. Я попросил Константина Затулина, долгие годы болеющего за судьбу соотечественников, прокомментировать принятие этого закона.

Константин Затулин: Этот закон создает дополнительные строгости. Мотивы принятия этого закона понятны, потому что беспорядок в вопросе о предоставлении гражданства, в росте миграции на территорию России, отсутствие у нас в законодательстве такой категории, как вид на жительство, право на трудоустройство, все это привело к отрицанию вообще необходимости выделять какие-то отдельные привилегированные категории для получения гражданства. И мне кажется, вот на этом фоне произошел (как это часто бывает в нашей внутренней политике) своеобразный перегиб. В законе о гражданстве нет такого понятия вообще - «соотечественник». Я считаю, что это неправильно ни с идейной точки зрения, ни конкретно- практической. Хотя в этом законе есть некоторые привилегии по принципу родства и происхождения из России, они, к сожалению, на мой взгляд, недостаточны.

Корр.: Итак, у России нет соотечественников. Звучит мрачно, как погребальный звон. Еще более критично оценивают этот закон правозащитники, делая далеко идущие выводы об изменении демократической природы российской государственности. Так, например, высказывается Михаил Арутюнов, президент Международной правозащитной ассамблеи:

Михаил Арутюнов: Произошла эволюция нашего государства, и к власти пришли люди чиновничьего склада, из той же самой номенклатуры, которые не понимают, что нужно людям. Ну как бывший руководитель фельдъегерской службы, генерал-полковник, может руководить федеральным ведомством миграции и заниматься расселением соотечественников? Итак, с одной стороны это менталитет людей, облеченных властью, а с другой стороны - их полнейшая профессиональная некомпетентность.

Корр. Тем не менее дело сделано и закон принят. Есть возможность сделать некоторые предварительные выводы. Видимо, формирование новой общности «россияне» будет проходить достаточно болезненно. И похоже, что государство российское создало себе дополнительные проблемы в общении со своей же диаспорой.

XS
SM
MD
LG