Линки доступности

Российские СМИ - 2002-06-20


Свобода средств массовой информации - один из основных ингридиентов подлинной демократии. Для западного мира эта идея давно стала аксиомой. Повторять этот трюизм даже как-то неудобно - и так все знают. Но в нарождающихся демократиях дело обстоит далеко не столь однозначно. Каково состояние российских СМИ? Ответ на этот вопрос зависит от позиции отвечающего. Оптимисты, исповедующие принцип наполовину полного стакана, с восторгом указывают на бесспорные достижения. Пессимисты, видящие стакан полупустым, с негодованием говорят о столь же бесспорных посягательствах властей.

Мы решили выяснить мнение по этому поводу американского теле-продюсера владельца кампании «Global American Television» Эдуарда Вержбовского.

«Global American Television» - первая американская телекомпания, решившаяся на сотрудничество с советским телевидением - начала работать в СССР в 82 году. В 85 и 86 годах Эдуард Вержбовский провел первые американо-советские телемосты, в которых приняли участие ведущие комментаторы обеих стран - Фил Донахью и Владимир Познер. Его стараниями на советском телевидении появилась и первая западная реклама - «Пепси», «Сони» и «Виза». В 92 году «Global» выступила координатором недели передач телеканала «CBS» на российском телевидении, что заложило фундамент для регулярного показа американской телепродукции. За два десятилетия общая продолжительность американских программ, показанных «Global» в России, перевалила за три тысячи часов. Вержбовский проложил также путь для российской телепродукции на американский малый экран. Среди программ, привезенных им в США, особенным успехом пользовался сериал «Улица разбитых фонарей».

Словом, мой собеседник прекрасно ориентируется в российском медиа-пространстве. Какие изменения произошли в нем за два десятилетия, прошедшие с начала работы «Global American Television» в России?

«Если одним словом - грандиозные, - говорит Эд Вержбовский. - Взять к примеру подготовку радио-моста Донахью и Познера. Донахью требовал, чтобы советские участники передачи были отобраны, как это принято в Америке, методом произвольной выборки. И когда мы приехали, Познер сказал, что требование было удовлетворено - только вот случайную выборку провело КГБ. Сегодня в России масса ток-шоу, и никто не контролирует состав их участников».

Самым кардинальным образом изменилось и поведение участников ток-шоу. В брежневские времена люди от страха боялись слово сказать - даже если оно было самым верноподническим, как вспоминает Вержбовский. Гласность покончила с этим страхом. Люди говорят, что Бог на душу положит. Ну а что думает мой собеседник о сегодняшнем состоянии СМИ?

«На этот вопрос, - замечает Вержбовский, - одним словом уже не ответишь... Я был в России во время проведения тендера на Шестую кнопку. Конечно, процесс был окрашен определенными политическими нюансами, имело место активное лоббирование. Но тоже самое происходит и в США. Однако в общем и целом торги шли честно и открыто. И это показалось мне отрадным явлением. С другой стороны, крайне прискорбен сам факт, что Шестой канал был захвачен. Что за этим стояло - попытка взять под контроль независимые СМИ или избавиться от олигархов? Только время покажет».

Ну а если поставить вопрос шире - возможно ли вообще в сегодняшней России существование независимых СМИ - в первую очередь, телевидения? Здесь у Эдуарда Вержбовского нет ни однозначного, ни двойственного ответа: «Ситуация постоянно меняется, и пройдет немало лет, прежде чем она окончательно сформируется. В конце концов, становление независимых средств массовой информации началось в России всего 10 лет назад. Очень важно, что телевидение переходит на подлинно комерческую основу. Положение на рекламном рынке сейчас очень благоприятное, так что есть все предпосылки для упрочения ситуации». Тем не менее, «НТВ» и «ТНТ» терпят убытки. Мой собеседник считает, что новое руководство каналов не понимает запросов зрителей - будь-то в отношении характера отбора и освещения новостей или в том, что касается занимательности передач. И это грозит им тем, что зрители проголосуют переключением кнопки.

Ну, а каковы планы самого Вержбовского в России? Чем бы ему хотелось отметить двадцатую годовщину работы на российском телевидении? «Наша заветная мечта выиграть тендер на один из телеканалов, чтобы превратить его в привлекательное для зрителей и прибыльное предприятие», - говорит американский продюсер. Желание не новое - в начале года он уже пытался купить контрольный пакет «НТВ» и других проектов, входивших в состав холдинга «Медиа-Мост». Попытка не удалась. Но Вержбовский надежды не теряет.

«Если бы вы меня спросили 20 лет назад, каковы шансы появления капиталистической рекламы на советском телевидении, я бы сказал - минимальные. Но мы это сделали, - продолжает он. - Так что, кто знает... Во всяком случае, мы будем делать все, что от нас зависит... Я никогда не пытался заработать деньги на российском телевидении, - добавляет Вержбовский. - Я хочу делать то, что интересно людям».

XS
SM
MD
LG