Линки доступности

Борьба с коррупцией в России: успехи и неудачи<br><i>Часть 1</i> - 2002-06-19


Коррупция и система правления - понятия очень близкие, почти тождественные в некоторых странах, включая Россию. Однако, по словам главного управляющего Центром антикоррупционных исследований и инициатив Бориса Демидова, нельзя игнорировать и определенные успехи российского правительства в борьбе с этим злом.

Предлагаем вам первую часть интервью, которое Борис Демидов дал «Голосу Америки». Сначала он рассказал о работе Центра:

Борис Демидов: Наша организация возникла почти три года назад - осенью 1999 года на базе нескольких проектов, которые мы провели в «Трансперенси интернешнл». И после того, как эти проекты были проведены, «Трансперенси интернешнл» предложила нам стать ее национальным отделением в России.

Мы сейчас ожидаем результатов того проекта, который мы начали в прошлом году в Калининградской области по созданию (на базе Калининградской областной думы) закона о доступе граждан к информации. Меньше чем через две недели мы получим ответ - принят этот закон в окончательном чтении или нет. Мы начали проект по проведению опроса среди граждан сорока пяти российских регионов об их отношении к коррупции. Будет выпущена книга о том, как российские граждане - чиновники, предприниматели и простые граждане - относятся к коррупции.

У нас есть еще несколько проектов, но, к сожалению, как представители некоммерческой организации мы во многом зависим от того, будет ли финансирование, будет ли поддержка. Поэтому мы всегда находимся в процессе поиска средств и готовы к диалогу с любыми международными организациями, чьи взгляды совпадают с нашими.

Лариса Глэд: Президент Путин с самого прихода к власти обещал вести жестокую борьбу с коррупцией. Какие действия российского президента можно назвать эффективными?

Б.Д.: Путин, безусловно, хорошо понимает, что такое коррупция. Я думаю, что его прошлый опыт, самый разный, - и сотрудничество в органах госбезопасности, и служба в органах госбезопасности, и работа в качестве госслужащего, - дал ему возможность окинуть взглядом все происходящее и понять на государственном уровне, насколько это великое зло. Тем не менее я не думаю, что с самого начала он был свободен. Когда он пришел к власти, он уже был окружен людьми, которые эту систему во многом создали, которые поддерживали ее существование, и он был в известной степени связан. Но мне кажется, что определенные его действия заставили достаточно быстро почувствовать, что он не пойдет по пути своего предшественника, огранивавшегося во многом лишь намерениями и заявлениями.

Скажем, принятие уголовно-процессуального кодекса. Вступление в силу с первого июля нового административного кодекса делает непредоставление информации или предоставление неверной информации преступлением и по уголовному, и по административному кодексу. И чиновник, который будет нарушать данный закон, может и должен быть наказан. Раньше этого не было. И я считаю, что это очень значительный шаг.

Действия Путина - и в том числе принятие закона об отмывании грязных денег в прошлом году, создание специального государственного органа, который должен будет бороться с этим явлением, - тоже свидетельствуют, что и международные нормы для Путина не чужды. Какие были причины, понудившие его это сделать - другой вопрос. На мой взгляд, специальный закон, посвященный противодействию коррупции, не нужен. Нам нужно (и вот, возможно, здесь Путин мог бы сделать очень многое и должен сделать очень многое) этот закон просто реализовывать в жизнь. При Ельцине были приняты очень хорошие законы, которые могли бы создать и создали (по крайней мере на бумаге) весьма серьезную антикоррупционную защиту общества от государственных служащих. Но никто их не выполнял, начиная с самого президента Ельцина. И в этом отношении, по большей части, нужно усовершенствовать имеющиеся нормы. Нужно четко прописать определенные механизмы, процедуры. Принять один-два буквально недостающих закона. Все остальное есть. Нужно просто их запустить.

(продолжение следует)

XS
SM
MD
LG