Линки доступности

Благотворительность - 2002-06-17


Американцы известны своим желанием помогать, делиться чем могут с ближним, к которому судьба была не так благосклонна. Начиная с детского сада, здесь учат: It’s nice to share! - Поделись! Чем можешь - игрушкой, одеждой, едой, временем. Поэтому здесь так популярны разного рода общественные организации по работе с бездомными и малоимущими.

Я познакомилась с Бернис Нельсон, хозяйкой салона под названием «Гарлемское гнездышко красоты» случайно. После окончания одной из пресс-конференций в городском Совете рядом с мэром Майклом Блумбергом оказалась невысокого роста немолодая афро-американка и что-то ему убежденно говорила. Приблизиться к ним мне не удалось, и до меня долетали только обрывки фраз, в которых часто слышались слова: заключенные, тюрьма, работа, квартира. Когда пресс-конфернция закончилась, при выходе из мэрии мы оказались с этой энергичной женщиной рядом. Я не удержалась и спросила: «А о чем вы так увлеченно разговаривали с Блумбергом»?

И Бернис с охотой начала мне рассказывать о своей деятельности - не как хозяйки салона красоты или высшего класса парикмахерши, а как общественной активистки, которая все свое время отдает помощи освободившимся из тюрьмы заключенным. С тех пор у нас завязалась дружба, и я стала частым гостем в ее парикмахерской. Не для того, чтобы подстричься, а чтобы просто поболтать со старшей подругой, посмотреть как она живет.

Бернис Нельсон 63 года. Она владелица очень популярного салона красоты в Гарлеме. Бернис также преподает в школе по подготовке парикмахеров. С 70 года она подготовила сто шестьдесят парикмахеров высшей квалификации. Но самое важное в ее деятельности, по словам Бернис, это то, что она одна являет собой целую систему по поддержке женщин и мужчин, недавно вышедших из тюрьмы. «Я делаю все, чтобы помочь этим заблудшим душам, - говорит Бернис, - иначе, если им никто не поможет с работой в первые же несколько недель после освобождения, очень скоро они снова вернутся в тюрьму». Парикмахерская Бернис Нельсон находится в центре Гарлема. Когда входишь в это небольшое, но очень уютное помещение, первое, что поражает - это обилие цветов. Создается ощущение, что ты попал в прохладный оазис. Но пройдя чуть вперед, понимаешь, что оазис имеет свою, так сказать, политическую ориентацию. Белые стены салона заклеены вырезками из газет, журналов, подписанными фотографиями знаменитостей. С Бернис работает еще три парикмахера, среди которых ее сын Кортис Алстон, и один семидесятипятилетний мужчина, по имени Боб. Этот постоянно улыбающийся афро-американец исполняет обязанности мойщика волос, уборщика и кассира.

Среди посетительниц «Гарлемского гнездышка» есть очень известные в Нью-Йорке дамы. В очереди на стрижку к Бернис стоят президент Манхэттена Вирджиния Филдс, бывшая первая леди Нью-Йорка, жена мэра Джулиани - Донна Хановер, члены Ассамблеи города Киф Урайт, Джеральдин Дэниэлс и другие. И их фотографии с Бернис в обнимку развешены по стенам или стоят в рамках на столиках перед зеркалами. А из динамиков на весь салон несется церковная негритянская музыка. «Каждое утро, как только я открываю двери салона, - говорит Бернис, - я всегда включаю церковную музыку. Это поднимает настроение и в каком-то смысле возносит меня. Я просто должна ее слышать. Иначе мой день будет пустым и бессмысленным».

Помимо того, что Бернис руководит своим бизнесом, она еще успевает принимать активное участие в жизни Гарлема. Она занята в программах распространения продуктов питания и одежды среди бездомных, книг и журналов в больницах и центрах помощи наркоманам. Она обязательно присутствует на всех собраниях местной демократической партии. И не только присутствует, но активно помогает во время избирательных компаний, агитирует за вступление в партию и своим личным примером убеждает в том, что чудеса все-таки с кем-то случаются.

Бернис не любит вспоминать свое детство, но судя по коротким замечаниям, я понимаю, что ее жизнь была нелегкой. Она выросла в бедной семье. С двенадцати лет ей пришлось работать. Она сама, без мужа, воспитала сына. И при этом Бернис сохранила не только удивительную энергию и жизнелюбие, но и поразительную душевную чистоту и любовь к чужим людям.

Особую гордость у Бернис вызывает ее участие в жизни бывших заключенных. Ее хорошо знают в некоторых тюрьмах штата, куда она приезжает, если ей сообщают, что должен освободиться тот или иной заключенный, бывший житель Гарлема. Бернис берет под свою опеку вышедшего на свободу, находит жилье, устраивает на временную работу, а затем обучает в школе парикмахеров. Еще ни один бывший заключенный, которому Бернис помогала, не вернулся к преступной жизни. И я понимаю, почему. Есть в этой милой невысокой женщине удивительная сила убеждения. Вернее, ей даже не надо говорить никаких слов. Посмотришь на Бернис, и понимаешь, что жизнь полна прекрасных моментов, которые ты тоже можешь испытать. Как часто повторяет Бернис, «нужно только немного постараться, и перед тобой откроется красота этого мира». «Для меня нет большей радости, чем знать, что эти молодые женщины и мужчины, которым я помогла, устроили свою жизнь, - говорит Бернис, - что мне удалось добраться до их сердца и открыть все то хорошее, что они прятали в глубине. Я так люблю с ними встречаться и видеть их счастливые лица. Мне даже выпивать вино не надо. Я чувствую себя от удовольствия пьяной. И я понимаю, что мои шестьдесят три года на этой земле прожиты не зря».

XS
SM
MD
LG