Линки доступности

Продолжатели традиций Фаберже - 2002-06-06


Фонд Искусства Фаберже - некоммерческая российско-американская организация, созданная в 1990 году и зарегистрированная в Вашингтоне и Санкт-Петербурге. Конкурс молодых ювелиров, организованный Фондом Искусства Фаберже, призван выявить молодых мастеров ювелирного жанра, которые смогут продолжить традиции, заложенные легендарным Карлом Фаберже.

Девиз завершившегося в Петербурге 4-го международного конкурса был таким: «Фаберже XXI века». В международное жюри вошли известные ювелиры и искусствоведы из США, России, Финляндии, Швеции, Великобритании и ряда других европейских стран. Главной темой дискуссии, развернувшейся в дни проведения конкурса, было соотношение авангардного, традиционного и фольклорного начал в ювелирных произведениях наступившего века.

Наиболее емко эту проблему сформулировала член жюри, скульптор по металлу из США Энн Мерчисон Ривз, отметившая, что в ювелирном искусстве, так же, как во всей мировой моде, существуют три направления: «от кутюр» - то, что представляют модели на подиумах, но то, чего практически никто не носит; «высокое прет-а-порте» - то, что продается в дорогих бутиках и что покупается представителями так называемого «высшего света»; и обычное «прет-а-порте», что и раскупается самой широкой публикой. И в этой связи главный конфликт заключается между стремлением молодых дизайнеров прислушиваться к своему внутреннему голосу и создавать индивидуальные произведения искусства, и вкусами клиентов, желающих покупать по большей части традиционные изделия.

При этом следует учитывать и платежеспособность населения в разных странах. Так, согласно опубликованной недавно статистике, так называемая «средняя американская женщина» покупает пять золотых украшений в год, тогда как средняя россиянка покупает одно золотое изделие в пять лет. При этом представленные на конкурсе молодых ювелиров изделия по большей части относились к классу «от кутюр».

В то же время сейчас как в России, так и на Западе попадается множество ювелирных работ, выполненных «в стиле Фаберже». К примеру, по свидетельству старшего консультанта русского отдела аукциона «Сотби» Алис Илич, стилизации «под Фаберже» обычно уходят с аукциона по цене 3 - 4 тысячи долларов, в то время как подлинные изделия самого Карла Фаберже стоят в среднем 300 - 400 тысяч долларов.

В рамках конкурса его участники и члены жюри побывали также в реставрационных мастерских Царского Села, где в настоящее время при финансовой поддержке немецкого концерна «Рургаз» идут работы по воссозданию Янтарной комнаты. Планируется, что полностью восстановленная Янтарная комната будет открыта для посетителей 27 мая 2003 года, то есть в тот день, когда Санкт-Петербург будет отмечать свое трехсотлетие.

А пока украшения из столь популярного у покупателей полудрагоценного камня были представлены в номинации «Симфония янтаря». Первый приз в размере 700 долларов (минус налоги) в этой номинации решением жюри было присужден молодому ювелиру из Финляндии Вилле Ниеминен. Кроме этого, в конкурсе были представлены еще три номинации - «Симфония мая», «Симфония моря», «Бал-маскарад» и блиц-конкурс «300-летие Санкт-Петербурга». В последней номинации были получены лишь поощрительные призы, а в остальных соответственно победили Ирина Пролыгина (Санкт-Петербург), Арго Мянник (Эстония) и Анна Терещенко (Санкт-Петербург).

Все призы были вручены победителям во время приема, который устроило генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Выступавшие на этом вечере пришли к мнению, что в ближайшие годы вполне возможно появление новых мастеров, достойных того, чтобы считаться продолжателями традиции великого Карла Фаберже, и при этом они будут творить в соответствии с канонами нового времени. И международный конкурс, который организует российско-американский Фонд Искусства Фаберже, будет всячески этому способствовать.

XS
SM
MD
LG