Линки доступности

Религиозное вещание в США - 2002-06-03


Первая религиозная радиопередача прозвучала в Америке 1921 году. Сегодня религиозные беседы и проповеди транслируют две тысячи радио- и телестанций. Проповедники электронного евангелизма делятся на две группы. Первая - это те, кто хочет довести до слушателей исключительно духовные темы, во второй группе мы находим проповедников, стремящихся открыто влиять на политическую жизнь страны.

В США религиозное вещание всегда флиртовало с политикой. В тридцатые годы католический священник Чарлз Кофлин в своей радиопрограмме поддерживал политику президента Франклина Рузвельта. Вот образчик его проповедей: «Дамы и господа, несмотря ни на что, мы обязаны сегодня поддерживать человека, который может спасти нашу цивилизацию. Без Рузвельта мы пропадем».

Кофлин был известен своей изоляционистской иностранной политикой и антисемитскими взглядами. В 40 году политическая карьера Чарлза Кофлина, выразившего поддержку Гитлеру, пришла к концу. С появлением телевидения особую популярность среди американских телезрителей приобрели такие священнослужители, как римско-католический епископ Фултон Джей Шин. В телепрограмме 50 годов «Стоит жить» епископ Шин сумел привлечь аудиторию непринужденной разговорной манерой: «Мы сегодня беседовали с вами от всего сердца. Но я не удовлетворен своим выступлением и хотел бы, чтобы вы отнеслись к моим словам, как к куску угля… я хотел бы сказать алмаза, но все же скорее угля. Пусть сила вашего внутреннего света и любви воздействуют на мой уголь таким образом, что он превратится в алмаз».

К восьмидесятым годам религиозные радио- и телепрограммы в Соединенных Штатах изменились. Теле-евангелисты, такие как Пэт Робертсон, который в 88 году был кандидатом в президенты, стали обсуждать вопросы большой политики. В одной из своих телепередач Робертсон следующим образом прокомментировал ближневосточную войну 67 года: «Я был вне себя от радости, когда услышал, что 5 июня 1967 года началась военная кампания с целью взятия Иерусалима. Это означало, что исполняется пророчество Иисуса Христа».

В 89 году фундаменталистская христианская организация «Моральное большинство» свернула свою работу, но ряд влиятельных религиозных деятелей - как правого, так и левого толка - продолжали участвовать в политической жизни страны.

Ди Джеймс Кеннеди - пресвитерианский пастор из Флориды и один из самых политизированных радио- и теле-евангелистов в стране - на протяжении последних 30 лет вместе с сотрудниками его религиозной организации «Coral Ridge Ministries» выступают по радио и телевидению с единственной целью - «вернуть Америку к Иисусу Христу». В этом смысле Кеннеди является продолжателем евангелической традиции, начатой в двадцатые годы проповедником Билли Сандей, который боролся против отмены «сухого закона».

В последние десятилетия религиозные радио- и теле-проповедники оказали значительное влияние на рост консервативного политического движения в США. Многие политологи считают, что электронные проповедники обеспечили победу Роналда Рэйгана на президентских выборах в 80 году, а в 94 помогли Республиканской партии получить большинство в Конгрессе. Но уже в течение некоторого времени электронные проповедники ведут горячий спор по поводу своей миссии. Некоторые считают, что главная задача - это проповедь Благой вести Христа, тогда как другие убеждены, что к проповеди можно и нужно примешивать политику.

Американцы неоднозначно относятся к активности электронных проповедников. По мнению профессора Джона Грина, политолога из университета «Акрон» в штате Огайо, разногласия между электронными проповедниками приобрели особую остроту из-за того, что консервативное движение в Америке стало чрезвычайно влиятельным: «Все евангелические радио и теле-вещатели хотят изменить лицо Америки. Расходятся они лишь в том, как это осуществить, - говорит профессор Грин. - Я считаю, что большинство христианских электронных проповедников не хотели бы вернуться к прежним, традиционным формам евангелизма, но вместе с тем они не уверены в отношении своей политической роли. Можно сказать, что в мире электронного евангелизма наметился сдвиг к политическому центризму».

Но политический центризм, о котором говорит профессор Грин, остается весьма консервативным.

XS
SM
MD
LG