Линки доступности

Обзор печати от 26 мая 2002 г. - 2002-05-26


Россия и Америка - общие ориентиры. Аналитикам Дмитрию Саймсу и Полу Сандерсу из научно-исследовательского центра имени Никсона в Вашингтоне предоставила свои страницы газета «Ньюсдей». Имея в виду подписанный в Москве договор о сокращении ядерных вооружений, авторы цитируют президента Буша: «Ни один американец не просыпается ночью от ужаса, что Россия и Америка вот-вот развяжут ядерную войну».

«Контроль над вооружениями вообще теряет свою приоритетность в американо-российских отношениях, - продолжают Саймс и Сандерс. - Другое дело, что мощный российский атомный комплекс разваливается, порождая угрозу утечки и обретения преступными режимами или группами ядерных технологий и материалов. Совместные усилия не допустить подобной утечки - вот область сотрудничества, которая становится подлинно приоритетной, и подвижки в ней вряд ли были бы возможны, если бы Москва по сей день рассматривала Вашингтон как стратегического противника».

Другими приоритетными областями сотрудничества Америки и России Саймс и Сандерс называют разработки по линии противоракетной обороны и борьбу с терроризмом, особенно в контексте новых отношений России с НАТО.

«И в экономической сфере Америка и Россия должны решать новые задачи, - говорится в статье. - Речь сегодня, в отличие от минувшего десятилетия, не идет больше о финансовых подачках России. Теперь актуальными являются вопросы содействия Америки вступлению России во Всемирную торговую организацию, прямых американских инвестиций в Россию, или замещения в американском энергетическом балансе ближневосточной нефти российской. Что касается Саддама Хусейна, то и в случае решительных действий Вашингтона тут возможны точки соприкосновения, особенно если Америка проявит должное уважение к энергетическим проектам России в Ираке. И в смысле палестино-израильского конфликта Россия более близкую к Америке позицию, чем Европа. Ну а что касается подлинного идейного партнерства, то оно наступит не раньше, чем в России восторжествует настоящая, а не управляемая демократия», - заключают Саймс и Сандерс в статье в газете «Ньюсдей».

НАТО и Россия - стратегия малых шагов. Бывший представитель США в Североатлантическом союзе Роберт Хантер и директор российского Института США и Канады Сергей Рогов на страницах «Лос-Анжелес таймс» пишут о новой попытке интегрировать Россию в НАТО. Предыдущая попытка споткнулась о косовский конфликт.

«За прошедшее время произошло многое, - констатируют авторы. - Борьба с терроризмом и препятствия расползанию по миру оружия массового поражения приобрели первостепенное значение - и это облегчает взаимодействие России и НАТО. Но начинать все же надо с малого, а не с большого, не с согласования общей антитеррористической стратегии - этого Соединенным Штатам не удается сделать и с самыми близкими союзниками - а, например, с координации мер реагирования на кризисные ситуации в гражданском секторе, с военных учений, в том числе на территории России, с планирования совместных миротворческих операций, обмена военными специалистами и оперативной информацией». Это из «Лос-Анжелес таймс».

НАТО мертво - и да здравствует НАТО. Севроатлантическому альянсу посвятил статью в «Вашингтон пост» и известный комментатор Чарльз Краутхамер. Его тезис: НАТО умерло, причем на гребне победы в Афганистане. Именно победа выявила колоссальный разрыв в военной мощи Америки и всех других членов союза. «Такие маломощные союзники Америке больше не нужны, - продолжает политолог. - А Европе, которая на протяжении пяти веков правила миром, мириться со своей относительной немощностью очень болезненно. Что ей делать? Наращивать коллективную военную мощь в ущерб социально-экономическому благополучию и в остутствие грозного противника, каковым в «холодную войну» был Советский Союз? И только для того, чтобы стать после этого придатком супер-мощной военной машины Америки и вместе с ней отражать угрозы, которые Европа изначально считает преувеличенными»? Таковы вопросы, которые задает Краутхамер. Ответа они не требуют.

«НАТО кончено как военная структура, - считает обозреватель «Вашингтон пост». - Оно может сгодиться, как структура миротворческая и, что не менее важно - как средство интеграции России в западные институты. Россия понимает происшедшую трансформацию НАТО из военной организации в политическую, и поэтому свела до минимума критику расширения альянса на восток. И поэтому же в Америке сведена к минимуму критика подключения России к Североантлантическому союзу».

Обзор подготовил Евгений Аронов

XS
SM
MD
LG