Линки доступности

«Союзники в войне» - 2002-05-25


В среду Американское общественное телевидение (PBS) показало двухчасовой документальный фильм «Союзники в войне» - о взаимоотношениях Рузвельта и Черчилля с де Голлем в годы Второй мировой войны. Лента, основанная на документах, недавно рассекреченных британским правительством, проливает новый свет на закулисную борьбу в стане антигитлеровской коалиции.

То, что президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль не питали большого доверия к генералу де Голлю, никогда не было секретом. Однако, как убедительно показывают авторы фильма, англичане и американцы не просто подозревали де Голля в кознях; они следили за всеми его шагами. Черчилль приказал прослушивать телефонные разговоры главы французского движения Сопротивления, а в какой-то момент даже отдал приказ арестовать де Голля, если тот попытается покинуть Лондон. Рузвельт не только одобрял эти меры, но долгое время не мог спокойно произносить имя строптивого французского генерала. В переписке с Черчиллем американский президент именует де Голля «примадонной», «зазнайкой», «Жанной д Арк», «человеком, не знающим своего места» и так далее.

Бывший сотрудник аппарата ООН Кертис Рузвельт, внук Франклина Рузвельта, рос в Белом Доме во время президентства своего деда. По его словам, отношение англо-американских союзников к де Голлю было обусловлено различиями в подходе к целям войны. Для Соединенных Штатов и Великобритании Вторая мировая война была борьбой демократии против нацизма, и за свою победу Лондон и Вашингтон были готовы заплатить любую цену. «Цель же де Голля заключалась в том, что вернуть Францию на политическую карту мира, - говорит Кертис Рузвельт. - И надо признать, он этого добился. Ему удалось сделать Францию одной из четырех стран-победительниц, и в этом качестве Франция получила право на оккупацию послевоенной Германии и место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Это при том, что Франция фактически потерпела поражение и была освобождена почти исключительно силами англо-американских союзников».

Героический ореол, которым в сегодняшней Франции окружен де Голль, продолжает Кертис Рузвельт, призван затушевать тот факт, что молодой генерал был многолетним протеже маршала Петэна, а в начале войны состоял, хотя и недолго, заместителем министра обороны в пораженческом правительстве Франции.

Бонапартизм де Голля определял отношение генерала к Англии, и отчасти поэтому самые плохие отношения у него были с Черчиллем. Де Голль никогда не мог простить фразу, сказанную ему Черчиллем: «Если мне доведется выбирать между Европой и Америкой, мои выбором, безусловно, станут Соединенные Штаты».

К Рузвельту де Голль относился с уважением, несмотря на то, что американский президент до момента вторжения союзников в Нормандию в 1944 году, выказывал главе Комитета Свободной Франции свое пренебрежение. Об этом свидетельствует хотя бы такая деталь: во время первого визита де Голля в Америку в том же 1944 году Рузвельт распорядился встречать его семнадцатью орудийными залпами, полагающимися бригадному генералу, вместо двадцати одного, на который имеют правы главы правительств и государств.

Режиссер фильма «Союзники в войне» Стивен Сегалла подчеркивает, что задача, которую ставили перед собой документалисты, заключалась не в оценке той или иной личности, а в огласке информации о политиках, решавших судьбы мира во Второй мировой войне. «Самые великие лидеры, - говорит режиссер, - тоже люди. Со своими достоинствами и недостатками. Со своей личной жизнью, своими симпатиями и антипатиями. Со своим безумием. И мы хотели показать, как эти качества влияют на принятие ими политических решений».

До демонстрации в США фильм «Союзники в войне» показывался во Франции. Кертис Рузвельт, живущий сейчас в Париже, рассказывает, что французы были поражены, увидев совершенно не известного им де Голля, отчаянно бьющегося за «место за столом великих».

XS
SM
MD
LG