Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 11 - 2002-05-09


Записи, звучащие в программе:

«April In Paris». И.Уай.Харбург, Вернон Дюк
«All of me». Сеймур Саймонс, Джералд Марк
«Strange Fruite». Луис Аллан

«Апрель в Париже… цветущие каштаны… нарядные столики - что может сравниться с этим, я не знала, как прелестна весна, не знала, что мое сердце способно петь, пока не узнала апрель в Париже», - признается Билли Холидэй, чьи записи из диска «Lady In Autumn» - «Лэди осенью» - мы включили в программу сегодняшней встречи Джазового клуба.

Диск «Лэди осенью. Лучшие записи, сделанные на фирме «Verve» - и впрямь во многих смыслах «осенний»: в него вошли выcтупления послевоенной, поздней Билли Холидэй, чья творческая весна, шумная слава и безусловное признание были позади. Многие критики, если и не сбрасывали все, что напела в это время «Лэди Дэй» со счетов, тем не менее безжалостно указывали на то, что голос ее утратил свежесть, что в нем нет прежних обертонов, что он стала глуше, не таким послушным и гибким как прежде.

«Если говорить о послевоенной Билли Холидэй в технических терминах, то у критиков Билли было достаточно оснований для этих аргументов, - пишет составитель двойного компактного диска Джоел Сигел. - Но пока людям будет небезразлична музыка, - продолжает он, - те, кому дорога Лэди Дэй, будут яростно отметать все эти попреки и вокруг «Осеннего альбома» будут вестись бесконечные споры ».

Да, Билли заплатила сполна за все драмы и буйства, которыми была отмечена ее жизнь. Но многие забывают о том, что и в молодости голос Билли уступал голосу Эллы Фицджералд и Сары Воон - небольшой диапазон, не слишком широкая палитра… Но что она делала с доставшимся ей от Бога инструментом, как Билли пользовалась им - в этом была вся штука. Ее драматизм, ее обращение со словом, ее удивительный юмор, ее поразительное чуство свинга - благодаря этим качествам она стала величайшей джазовой исполнительницей, которой восторгались и продолжают восторгаться все новые и новые поколения слушателей. Сегодня я присоединяю к ним свой голос.

«Ты украл у меня мое сердце, почему бы тебе не взять все остальное, все, что есть у меня»? Запись «All of me» была сделана во время концерта в Лос-Анжелесе 22 апреля 1946 года.

«Я предпочитаю слушать ее сейчас. Она достигла поры зрелости, она уже не та, что была в 37 году, жизнь многому ее научила. И она владеет своим голосом даже лучше, чем прежде», - эти слова принадлежат Майлсу Дэвису. Его мнение чего-нибудь да стоит, не так ли. А вот еще одно мнение, на этот раз - джазового критика Нэта Хентоффа: «Я считаю, что ни одна джазовая исполнительница даже в малой степени не достигла такой удивительной эмоциональной глубины, которая отличает исполнение Билли в послевоенные годы. И ели кто-то скажет мне, что он предпочитает диски юной Билли, я посоветую ему не спешить расставаться с записями Билли осенней - возможно, наступит время, когда они сумеют в полной мере оценить их уникальность».

Балладу «Странный плод » я выбрала для завершения нашей сегодняшней встречи не случайно. Ей в истории американского джаза принадлежит совершенно уникальное место: впервые она была исполнена Билли в 1939 году в «Café Society» - знаменитом клубе на Площади Шеридан в Гринич Вилидж и произвела настоящую сенсацию. Парадокс заключался в том, что эта песня протеста появилась и стала популярной в тот период, когда какие-либо анти- социальные высказывания были не совместимы с самим понятием популярной музыки. Исполняла эту балладу Билли не часто и всегда либо для аудитории, в которой - она знала - найдет отклик, либо, как это ни странно звучит, когда хотела усмирить буйную публику американского юга. И можно понять почему:

Диковинный плод на деревьях юга -
Кровь на корнях, и листья в крови.
На тополиных ветвях
Качается черное тело.
Диковинный горький плод
Под палящим и знойным солнцем -
Для воронов пища и для ветра забава.

Песню эту Билли на концерте в «Embassy Theatre» в Лос-Анжелесе предваряет словами, что написана она была специально для нее.

XS
SM
MD
LG